Рейтинг@Mail.ru

КАК ЗДОРОВО, ЧТО ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ СЕГОДНЯ СОБРАЛИСЬ

Первин Юрий Абрамович

Российский социальный государственный университет, Переславль-Залесский

написать автору

Дань истории

Четверть века тому назад в новосибирском Академгородке академик Андрей Петрович Ершов, определяя задачи сложившегося в его лаборатории научного подразделения, придумал новый термин – «школьная информатика». Этот термин смог выразить новое прикладное научное направление, которое подготовило и реформу школы 1985 года, и последующую национальную программу информации отечественного школьного образования. Совсем скоро этот термин появился на обложке небольшой книжки, которая была написана в группе А.П.Ершова –«Школьная информатика (состояние, концепции, перспективы)».

Говоря о состоянии, брошюра обобщала опыт практической педагогической работы многочисленных уже в ту пору коллективов, в которых школьников обучали началам программирования – Москва, Горький, Харьков, Свердловск, Новосибирск…

Концепции показывали (скажу точнее и сильнее – доказывали!), что в силу главнейшей задачи, поставленной перед информатикой в школе, началом информатического образования детей должна стать именно начальная школа. Такой вывод непосредственно вытекал из фундаментальной цели школьной информатики – сформировать у всего молодого поколения страны новый стиль мышления, востребованного современным информационным обществом.

Разговор о перспективах был неизбежен: решения, связанные с информатизацией образования, принимаемые на высоком общегосударственном уровне великой страны, требовали столь значительных ресурсов, что нужно было предусмотреть многоэтапную программу реформ. И хотя «ресурсную» аргументацию можно считать скорее конъюнктурной, чем научной, педагогической, именно эта аргументация определила стартовые позиции в информатическом образовании школьников – старшие классы. Информатизация начальной школы была отложена «на потом».

Понять такое решение было можно: ведь в силу возрастной психологии компьютер нужен младшему школьнику как основной инструмент его учебной деятельности на каждом (без исключения!) уроке, тогда как «безмашинные» уроки у старшеклассников вполне реализуемы. Первый отечественный курс информатики 9-10 был (вынужденно) полностью безмашинным.

Стереотип возрастного порога

Несмотря на большую экспериментальную (хотя и исключительно результативную) деятельность педагогов-энтузиастов, работавших с младшими школьниками, процесс внедрения компьютеров в начальную школу затянулся. Как следствие, в обществе сложился и окреп стереотип информатики как дисциплины, осваиваемой только на уровне старшеклассников.

Опасные социальные последствия такого стереотипа становятся сейчас очевидными и на педагогическом, и на административном, и даже на политическом уровне.

В системе подготовки педагогов и повышения их квалификации определилось и даже вышло на уровень государственных стандартов обучение преподавателей информатики для старших школьных  классов. Во всех крупных педвузах России существуют и работают кафедры (а кое-где и факультеты) информатики. С этой точки зрения, уровень информатической подготовки выпускников факультетов начального образования педвузов и, тем более, педколледжей и училищ выглядит контрастом с ведущими педвузами, формирующими контингент преподавателей старших классов. Не удивительно, что в таких условиях уровень учителей младшего звена становится весомым аргументом для скептиков информатизации начальной школы.

Этот контраст заметен даже на уровне технического обеспечения педвузов. Многие из них имеют возможность учитывать динамику развития вычислительной техники и систематически обновляют свой компьютерный парк. При этом даже в лучших вузах стратегия такого обновления коренным образом расходится с концепциями А.П.Ершова: современная техника поступает на кафедры информатики, немного устаревшие машины передаются математикам и физикам, совсем старые компьютеры от естественников попадают к историкам и филологам. А уж на долю начфаков остаются экземпляры, достойные быть музейными экспонатами.

Такое же впечатление парадокса оставляет и взгляд на техническое обеспечение нынешних школ. Старшеклассники оказываются достаточно хорошо подготовлены в информатике для того, чтобы подчас самостоятельно конструировать программы и информационные объекты, не существующие в стандартном программном обеспечении. Тем не менее, лучшая техника школы всегда предоставляется именно этому контингенту учащихся. А младшие еще не умеют пользоваться развитым программным инструментарием, но имеют потребность в совершеннейших программных средах и машинах – динамической многоцветной графике и качественной звуковой поддержке, развитых средствах управления и богатой периферии… Они пока могу выступать только как пользователи, но пользователи с повышенными запросами (не осознавая этого).

Стереотип – информатика для старшего звена – закреплен административно и ресурсно. В стране существуют три уровня отношения к школьной информатике, три так называемых «компонента» информатического образования. Федеральный компонент имеет дело со старшими классами: на уровне государственной политики формулируются базовые планы, программы технического оснащения, издаются «грифованные» учебники и пособия, переподготавливаются учителя.

На региональном уровне стратегия информатизации образования формируется в кабинетах губернаторов. И тут следует признать, что далеко не все руководители регионов находят целесообразным расходовать дефицитные средства на подведомственные школы.

Наконец, не имея возможности запретить проникновение компьютеров к младшим школьникам (огромную силу родительского воздействия общество не имеет права игнорировать), «экономисты» от образования порекомендовали вынести начальную школу в так называемый «школьный компонент», где директор школы может разрешить преподавание дисциплины в своей школе, но и принимает за такое решение персональную ответственность без скольнибудь ощутимой материальной поддержки, особенно в условиях теперешнего нормативно-подушевого финансирования школ.

Главные задачи

В множестве проблем информатизации школы можно было бы выделить разные аспекты: любой директор школы первой назовет проблему финансирования; без современных компьютеров в школе обсуждение информатизации лишено смысла; в школах, особенно сельских, для которых Интернет – это окно в мир, понимают, что проблемы компьютерных коммуникаций, «интернетизация» школы, по важности превосходит собственно информатизацию; дидакты и методисты основной проблемой готовы назвать методическую поддержку в виде качественных учебников и пособий качественные учебники и пособия; вузовским педагогам важнейшей из задач традиционно представляется проблема подготовки и переподготовки кадров; администраторы системы имеют основания высоко ценить задачи стандартизация образования. И все же… недаром первые шаги в информатизации школьного образования были инициированы востребованностью общества.

Главнейшая из задач состоит сейчас в формировании общественного мнения, на базе которого и далее будут определяться и конструироваться требования общества к современной школе. Более точно – в корректировке такого мнения, в его смещении в сторону научно-обоснованных концепций раннего информатического обучении, способного эффективно подготовить молодого человека сегодняшнего и будущего общества. Необходимо развеять стереотип «старшеклассной» информатики.

Эта общая задача не проста, из нее последуют многие конкретные следствия.

Например, необходимо убедить людей, что мыслить «по-старому», когда бедностью страны можно было обосновывать отказ от доказанных научных перспектив информатизации образования в пользу конъюнктурных условий нынешнего дня, уже нельзя. Это может стать  социальным тормозом.

Например, учителя начальной школы надо вывести на уровень современных требований и, в первую очередь, показать ему, что без его личного заинтересованного участия такая общегосударственная проблема не может быть даже сдвинута с места. Это, в свою очередь, означает, что в число стандартных учебные комплектов начальной школы надо включать не только традиционные учебники, рабочие тетради для школьников и методическое пособие для учителя, но еще и самоучитель, призванный убедить учителя начальной школы в его ответственности за общенациональную проблему информатизации образования. Речь идет и о новых средствах (компьютеры, сети и мультимедийные учебники), и о новых формах (включая дистанционное обучение), о постоянно и оперативно обновляемом содержании, и, конечно, о новых методиках.

Великие предшественники

 

Есть ли прецеденты решения социальных проблем такого уровня?

Да, есть. В конце 50-х годов прошлого века, когда в СССР модой были гонения на кибернетику, крупный советский ученый-энциклопедист А.А.Ляпунов начал свой Большой кибернетический семинар в Московском университет им.М.В.Ломоносова на Ленинских горах. Поворот огромной страны от надвигавшегося мракобесия лысенковщины и создание научной платформы для последующих крупных результатов советской кибернетики, отечественного программирования – это, в конечном итоге, главный результат ляпуновского семинара. Семинар сопровождался выпуском знаменитой серии «Проблемы кибернетики», на страницах которых выступили ведущие отечественные и даже зарубежные специалисты.

В 80-е годы в Новосибирске А.П.Ершов, ученик и последователь А.А.Ляпунова, организовал первый в стране широкопрофильный семинар «ЭВМ и учебный процесс», который, привлекая специалистов со всего Советского Союза, определил пути развития отечественной школьной информатики. И этот семинар имел свою «литературную поддержку» – брошюры-конспекты докладов выпускались к каждой семинарской встрече.

Замечательную инициативу газеты «Информатика» – создание регулярной вкладки «Началка», посвященной конкретным задачам информатизации современной российской начальной школы – мы не пытаемся сравнивать с историческими форумами прошлого века (тем более что и «Началка» и Большой Московский Семинар по методике раннего обучения информатике находятся в самом начале своего пути). Тем не менее, надо осознавать, что урокам смелых попыток переориентации социальных стереотипов можно и нужно учиться у наших великих предшественников.

Приглашение

Заседания Семинара будут проходить в аудиториях РГСУ дважды в месяц по вторым и четвертым четвергам каждого месяца с 18:00

Почтовая рассылка материалов семинара (конспектов и презентаций) не предусматривается, однако конспекты в обязательном порядке, а презентации по желанию докладчика выкладываются на сайте на сайте конгресса конференций http://ito.edu.ru/sp