Рейтинг@Mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ  РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Пинженина Софья Владимировна

директор по научно-методической работе АНО «Центр Развития Молодёжи», Екатеринбург

Не для школы – для жизни учимся

 («Non scolae, sed vitae discimus»)

Мы – впервые за всю историю человечества – живём в эпоху, когда порой дети знают о самой широко распространённой технологии больше, чем их учителя или другие взрослые.

Проведём разминку. Проверим, насколько мы ориентируемся в современных технологиях, связанных с компьютеризованным интерфейсом человека в его повседневной деятельности в нынешнем информационном обществе. Попробуйте сосчитать, как много несоответствий вы сразу обнаружите в двух столбцах приведенной ниже таблицы.

1. Дайджест А. Общение в Интернете в режиме реального времени
2. Прайм-тайм Б. Учётная запись пользователя сайта или блога
3. Гаджет В. Материалы, размещённые на сетевом ресурсе
4. Смартфон Г. Интернет-пространство массового общения, где каждый волен высказывать свои мысли или своё отношение к мнению другого
5. Аккаунт Д. Рекламная листовка
6. Чат Е. Мобильный телефон с повышенной функциональностью
7. Блог Ж. Наилучшее время на радио и телевидении
8. Флаер З. Современное техническое приспособление
9. Форум И. Сайт, созданный в формате сетевого журнала, дневника событий
10. Контент К. Периодическое издание

Индустриальный век породил ещё одно явление: люди начинают путать то, что провозглашают те или иные организации, с реальной жизнью. Путают образование с обучением, здоровье с лечением болезней и больницами, закон – с адвокатами. Хотя каждый здравомыслящий человек в настоящее время признаёт, что его здоровье зависит от того, что он делает: что ест и пьёт и занимается ли физкультурой. Многие по-прежнему полагают, что образование – это нечто, что им предоставляют какие-то другие люди.

Сегодня все разговоры в образовании так или иначе сводятся к разговорам о Федеральных государственных образовательных стандартах. Сегодня все разговоры о Федеральных государственных образовательных стандартах касаются новых результатов образования, заявленных в стандартах. Сегодня все разговоры о новых результатах образования – это обсуждение вопросов, что есть новые результаты, как их формировать и каким образом оценить их достижение.

Наш Центр Развития Молодёжи пятый год работает над проблемой мониторинга достижения метапредметных результатов образования. Любое оценивание, любую проверку дети воспринимают как проверочную, контрольную работу. И это не повышает мотивации к выполнению подобных работ (используя формулировку Стандартов, «не побуждает, а вынуждает»). Мы проводим наши мониторинговые исследования, маскируя их под игровые конкурсы. Непривычные для проверочных работ задания (проверяются не знания и умения, а их применение), сопровождаются увлекательными сюжетными зарисовками.

Дети с удовольствием выполняют задания, действуя от имени сказочных героев и приходя им на помощь.

Главный итог конкурсов – мониторинг. Мы проводим анализ по каждому участнику и выдаём учителю, родителю, администрации школы

КА.jpg

Кроме информации о каждом участнике, школа получает анализ по классам: процентное соотношение выполнения заданий, распределённых по компетентностям, по аспектам компетентностей, по трудностям.

Мы понимаем, что сегодня для эффективности обучения следует очень точно и конкретно определить проблемные точки учащегося (и учителя). Но этого недостаточно. Оценивание необходимо проводить для обучения, а не только и не столько для определения уровня достижения результата.

Мы предлагаем несколько методических инструментов для формирования метапредметных умений у учащихся.

Мы разработали и предложили педагогам инструмент для формирования навыков осознанного чтения и навыков работы с информацией. Этот инструмент – «Первоклассная газета». Мы разработали 30 номеров газеты по разным образовательным областям: «Страноведение», «Экстремальные природные явления», «Этикет» и другие. По каждому разделу – один или четыре выпуска по разным темам. Газета представляет собой четыре страницы формата А4. Первая – обложка, вторая-третья содержат 4-6 фрагментов текста, четвёртая – задания к тексту. Задания не являются тестом на усвоение содержания. В то же время они направлены на извлечение, понимание, интерпретацию информации, то есть на формирование/проверку тех метапредметных читательских умений, которые заявлены в Стандартах. При подписке на газету всего класса учитель получает возможность системно и систематически (в течение 30 недель) работать с учащимися по формированию навыков осознанного чтения. Наша газета интересна учащимся как первых, так и четвёртых классов. Обратная связь, которая приходит от педагогов радует: даже плохо читающие дети с удовольствием втягиваются в чтение газеты. Газетой, кроме детей, интересуются и родители, что тоже немаловажно. Интерес к газете объединяет учеников и родителей. И это ценно, так как по данным исследований, родители нынешних первоклассников стали меньше читать по сравнению с данными, полученными пять лет назад.

Ещё один инструмент – «Интеллектуальные витаминки». Они содержат задания, направленные на формирование логических уме-ний. Представляют собой 30 выпусков, в каждый из которых включено восемь заданий на разные логические умения. В основу поло-жена классификация по Тёрнстоуну. Те же рекомендации: работать системно и систематически.

Очень важно детям понимать, что жизненные задачи часто не имеют единственно правильного решения. Для формирования умений анализа ситуации и принятия решений мы предложили сборник «Учусь принимать решение». В большинстве заданий приведены реальные ситуации. Во многих случаях задания имеют не единственно правильный ответ.

На Всероссийском Интернет педсовете-2011 в замечательной теме «Пять степеней учителя» одной из степеней была заявлена «Учитель-ученик». Сегодня учитель должен непрерывно учиться, осваивать новые технологии, двигаться в ногу со временем. Иначе время опередит нас…

Хочется рассказать об одном перспективном проекте. Работая в мировой сети и получая множество писем от педагогов, мы не можем не огорчаться по поводу огромного количества ошибок в текстах. Получая результаты выполнения учащимися заданий, мы отмечаем ту же безграмотность у детей. И мы понимаем, что дети и взрослые, общаясь и пользуясь ресурсами Интернет-сети, привыкают к небрежному отношению к грамматике и орфографии. В настоящее время мы создали творческую группу (в которую вошли учителя, учёные, технические специалисты), которая занимается разработкой орфографического тренажёра.

Мы решили выйти к детям с той стороны, которая для них привлекательна – со стороны компьютера. Мы планируем, что работа на тренажёре будет выполняться в режиме реального времени: ученик выполняет домашнее задание, отрабатывая те правила, которые задаёт учитель. Он не вставляет буквы в слова, выписывая их в тетрадь, а делает то же самое на компьютере. В чём преимущество? Во-первых, учитель может задавать индивидуальные задания. Во-вторых, работать на компьютере – это не то же самое, что списывать упражнение в тетрадь. В-третьих, неотсроченный контроль: когда компьютер выдаёт ошибочно написанные слова, в большинстве случаев, их сразу же захочется исправить. В-четвёртых, учителю не придётся проверять выполнение задания – компьютер уже проверит, сообщит потраченное время, количество попыток, список неверно написанных слов.

Но это в перспективе. Хотя и не очень далёкой. Мы планируем начать апробацию тренажёра уже в следующем учебном году.

Назад хода нет. Наши учащиеся сильны в предметной подготовке (и об этом говорят все международные и российские исследования). Наша задача: не теряя знаниевую подготовку, добиться того, чтобы научить детей применять знания на практике.

«Выживает не самый сильный и не самый умный,

а тот, кто лучше всех приспосабливается к изменениям».

 Чарльз Дарвин