Рейтинг@Mail.ru

СОЗДАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛЬНОГО САЙТА, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА НА ШКОЛЬНОМ САЙТЕ

Ээальмаа Юрий Владимирович

кандидат педагогических наук, методист С.-Петербургского Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий, руководитель «Педагогического клуба сетевого взаимодействия», координатор проекта «Конструктор школьных сайтов» в С.-Петербурге, организатор фестиваля школьных сайтов С.-Петербурга

Общий навигационный план:

Школьный сайт является важнейшим элементом информационной политики современного образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.

Школьный сайт рассматривается с различных точек зрения:

В этом выступлении мы остановимся на вопросе, какие педагогические задачи может решать живой, работающий, постоянно обновляемый школьный сайт.

Создание условий для творческой самореализации учеников

 
  • Участие в команде, работающей над сайтом (разнообразные виды деятельности: корреспонденты, редакторы, дизайнеры, художники, фотографы и пр.)
  • Представление результатов творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся.
  • Подготовка текстов о классах, творческих отчетов о мероприятиях.
Предпрофессиональная ориен-тация
  • Освоение разнообразных видов деятельности (технической, творческой, исследовательской, организаторской) в процессе работы над сайтом
Формирование единого школьного сообщества детей и взрослых
  • Совместная работа с педагогами – кураторами конкретных направлений развития сайта.
  • Создание летописи школы, класса.
Популяризация достижений учащихся как формирование определенных жизненных ценностей
  • Отражение больших и малых достижений детей.
  • Нравственное развитие личности (способность гордиться собственными успехами и уважать чужие, радоваться им).
  • Развитие представлений о человеке как об индивидуальности (каждый имеет возможность проявить себя и быть замеченным).
Формирование коммуникативной культуры
  • Развитие навыков сетевого общения как цивилизованного, осмысленного и ответственного.
  • Создание единой разновозрастной команды с различными интересами, объединенной общими целями. Смыслами, правилами взаимодействия.
Формирование информационной компетентности
  • Сайт должен стать для детей точкой входа в мировое информационное пространство, открыть культурно-образовательные возможности Сети

Работа над содержанием школьного сайта – всегда командная работа. Школьный сайт – прекрасный повод объединить в одном проекте усилия администрации, педагогов, учеников, причем каждая группа будет отвечать за свой фронт работ.

Приведем перечень видов деятельности, которые необходимы как для создания, так и для поддержания постоянной информационной «жизнедеятельности» школьного сайта.

Направления деятельности / Реализаторы Администратор / Учитель Ученик / Выпускник
Дизайн и программирование - +
Концепция, структура, развитие + -
Официальные материалы сайта (статический контент) + -
Написание текстов (динамический контент) + +
Корректура + + (?)
Работа с интерактивными сервисами (модерация) + +

Проектирование официального сайта (концепция, структура, развитие) может осуществляться в основном силами администрации и педагогов. Естественно, в рабочую группу могут и должны быть включены и старшеклассники, которые способны выдвигать предложения: в этом случае роль взрослых  ̶ оценка адекватности таких предложений.

Официальные материалы школьного сайта  ̶ тоже вопрос администрации. Под «официальными материалами» здесь имеется в виду комплекс сведений о школе (координаты ОУ, история, устав, правила приема, образовательная программа и программа развития и т. д.)

Взрослые же должны отвечать за грамматическую и стилистическую корректуру текстов. Редактор и корректор в команде школьного сайта должны быть обязательно.

Привлечение школьников к работе над материалами сайта — ̶ грамотный управленческий и образовательный ход.

Прежде всего это реальная возможность организации серьезной проектной деятельности в школе. Ведь сайт  ̶ это проект, динамично развивающийся, творческий, долгосрочный, с разнообразными видами работы и, следовательно, возможностью распределения ролей. Если правильно сформировать группу, в которую войдут авторы, технические работники, фотографы, репортеры, художники, то может получиться замечательный, живой, интересный ресурс, создающийся в том числе и детской командой.

Контентная работа над сайтом  ̶ это целый комплекс умений, которые можно формировать у школьников: ИТ-технологии и все, что с ними связано, репортерская и журналистская работа в целом, фотосъемка и компьютерная подготовка изображений к публикации на сайте, организаторские навыки. В этом смысле грамотно организованная работа ученической редколлегии может дать хорошие результаты.

Работа по реализации сайта как проекта – вопрос социализации ученика. Интересная работа над школьным сайтом позволит креативным ученикам повысить свой статус в школьном коллективе, сформировать мотивацию и заинтересованность в участии в школьной жизни.

Главное же, что сайт создается в этом случае действительно усилиями школы, а не является только «взрослым рупором». Это вопрос доверия к самому сайту со стороны информационных адресатов и объективный показатель того, что в школе реализуется та самая педагогика сотрудничества, о которой мы много говорим, но зачастую просто не видим тех конкретных форм, в которых она может воплощаться.

Чем большую работу по школьному сайту удастся переложить на плечи учеников, тем более информативным и интересным будет сам сайт. Хотя в одиночку дети такой проект реализовать не смогут.

Приведем примерную модель организации командной работы над сайтом.

Должность Направления деятельности Реализаторы
Менеджер проекта организует деятельность и решает все текущие задачи зам. директора по ИТ, зам директора по ОЭР
Программист создает необходимые модули для сайта, способные решать поставленные задачи учитель информатики, учащиеся
Дизайнер работает над созданием единственного и неповторимого дизайна сайта учитель информатики, учитель ИЗО
Верстальщик занимается наполнением сайта информацией (печатные работы + размещение информации) зам. директора по ИТ, учащиеся 9-10 классов
Оптимизатор выводит сайт на первые позиции во всех поисковых системах, чтобы он заработал в полную силу зам. директора по ИТ, учащиеся
Поставщики информации обеспечивают наличие необходимой информации по разделам учащиеся старших классов
Корреспонденты формируют ленту новостей, отражающую жизнь школы учащиеся старших классов
Редактор и корректор обеспечивает адекватность языка в соответствии с разделами сайтов, обеспечивает грамотность текстов учитель русского языка и литературы, учащиеся
Модератор форума организует общение субъектов образовательного процесса зам. директора по ИТ, педагоги, имеющие навык сетевого общения, учащиеся

Сайт  ̶ это коллективный детско-взрослый проект. Разумеется, организация работы детской команды  ̶ дело много более трудное, нежели работа над сайтом усилиями взрослых людей  ̶ администраторов и учителей. Но и результат в случае удачи качественно другой: сайт становится не только отражением официальной жизни школы, но ее живым зеркалом, действительно отражающим жизнь всего коллектива взрослых и детей. Хорошо организованная работа над сайтом может стать своеобразным интегрирующим стержнем школьной жизни, вокруг которого объединятся те, кто живет в школьном доме.

На семинаре будут представлены заслуживающие внимания прецеденты реализации школьных сайтов, особое внимание будет уделено разделу начальной школы на сайте, вопросам и проблемам ее самопозиционирования(Презентация).

Сотрудниками Санкт-Петербургского Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Ээльмаа Ю.В. и Смирновой З.Ю. написана книга «Школьный сайт: от концепции до воплощения и развития», которая вышла в издательстве «Сентябрь» в 2008 году (http://direktor.ru/e_books/e_book_4).