Рейтинг@Mail.ru

ОТ ОПЕРАЦИОННОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ К УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ

Первин Юрий Абрамович

Российский государственный социальный университет

задать вопрос автору

Классическая педагогическая наука дидактика, долгое время считавшаяся одной из наиболее стабильных, даже консервативных, научных дисциплин, в последние годы изменила свой характер и все более заметно становится динамичной. Каждый год появляются учебники и монографии по дидактике, в названиях которых подчеркиваются ключевые слова «современная», «новая» ([1], [2], [3]). Если говорить о корнях этого взрыва, то начало динамических тенденций в дидактике восходит к 1985 году ‒ времени образовательной реформы в Советском Союзе, которая ввела в программу общеобразовательной школы новую обязательную дисциплину ‒ информатику.

Реформа назрела не столько серией многочисленных инициативных экспериментов по обучению школьников информатике и общению с вычислительными машинами, сколько требованиями, рожденными в становлении нового информационного общества. Хотя в подготовке реформы, конечно, имели значение общегосударственной важности экономи-ческие и даже политические факторы, реальные очертания проблемы информатизации образования можно было увидеть в ее дидактическом обосновании еще до 1985 года. Академику А.П.Ершову, активному участнику формирования национальной программы внедрения компьютеров в школу, и руководимой им в Сибирском отделении Академии наук СССР группе школьной информатики, удалось конструктивно сформулировать эти обоснования.

Он поставил задачу – построить модель ученика школы эпохи информационного об-щества как совокупность знаний, умений и навыков, востребованных современным общес-твом и необходимых молодому человеку информационной эпохи. Такая модель могла бы стать ориентиром для определения целей и содержания информатизации отечественного образования. Обоснование школьного информатического образования должно было стать этапом решения этой проблемы.

Прототипом будущей модели, А.П.Ершов назвал программиста: к этому времени уже была написана его статья «О человеческом и эстетическом факторах программирования», где он писал: «Программист обязан обладать способностью первоклассного математика к абстракции и логическому мышлению в сочетании с эдисоновским талантом сооружать все, что угодно из нуля и единицы, он должен соединять в себе аккуратность бухгалтера с проницательностью разведчика, фантазию автора детективных романов с трезвой прак-тичностью бизнесмена, а, кроме того, иметь вкус к коллективному труду, быть лояльным к организатору работ и так далее... Программист – солдат второй промышленной револю-ции и как таковой должен обладать революционным мышлением и мужеством» ([4]).

Не случайно образ мышления этих специалистов, который стал актуальным именно в процессе становления информационного общества, на первых порах был назван програм-мистским. Термин «программистский стиль мышления» (а этот стиль эмпирически наблюдался психологами, которые исследовали поведение людей, связанных с вычисли-тельными машинами) отражает значительную роль программистов в формулировке и решении важнейшей социальной задачи – формировании нового поколения людей, способных активно жить в условиях нового информационного общества.

Позднее А.П.Ершов предложил заменить название программистского стиля мышления на «операционный», подчеркивая тем самым его конструктивность и умение подразделять (структурировать) описание сложного действия на составляющие его операции. Иными словами, в этом новом определении термина были зафиксированы две важные составляющие характеристики операционного стиля мышления – алгоритмическую составляющую в описании информационного процесса и его пооперационную технологичность. Еще позднее термин «операционный стиль мышления» был вытеснен уточняющим понятием – компетентность (информатическая компетентность), главной чертой которой является переход к иной системе оценок качества обучения: при так называемом «знаниевом подходе» качество обучения измеряется количеством знаний, накопленных учеником в ходе обучения, тогда как компетентностный подход, не умаляя роль знаний, оценивает в качественной характеристике обучения, в первую очередь, умение использовать, внедрять в практику имеющиеся знания. Впрочем, внимательно посмотрев на перечень умений и навыков, включенных в операционный стиль мышления, нетрудно обратить внимание на то, что в трактовке А.П.Ершова операционный стиль мышления шире, чем и часто упоминаемое сегодня в дидактической литературе алгоритмическое мышление, и понятие информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности), которое само по себе настолько фундаментально, что вошло в современное название школьного предмета – «Информатика и ИКТ».

Не развертывая здесь построения модели, назовем некоторые из умений и навыков, составляющих операционный стиль мышления, более детально описанных еще в [5] и позднее в [6].

Формирование перечисленных навыков у всех тех, кто соприкасается с информационой техникой, т.е., практически с подавляющим большинством людей на планете, представляется необходимым для обеспечения эффективного использования ресурсов современного информационного обществ. Особенности операционного стиля мышления первоначально связывались с необходимыми для профессионального программиста навыками и умениями, позволяющими представителям этой профессии (а также пользователям-непрофессионалам) активно и эффективно использовать мощный инструмент нового времени – компьютер. Привязываемые к одной (хотя и перспективной) специальности, эти навыки казались узконаправленными, технологическими. Впрочем, даже эта их оценка заставила говорить о важности такой психологической категории, как операционный стиль мышления, в связи с широким и постоянно растущим распространением компьютеров и их высокой, быстро растущей производительностью.

Но хотя тезис о необходимости изучения информатики в общеобразовательной школе верен (речь об этом пойдет ниже), аргументация этого тезиса лежит вне проблем профессиональной подготовки программистов. Действительно роль перечисленных выше умений и навыков оказывается намного значительнее «технологических» знаний, которые позволяют поднять производительность компьютерной техники и эффективность ее использования (при всей экономической важности задачи). В философском, социальном и педагогическом аспектах каждый из них имеет самостоятельное (и очень важное) значение в системе умственных действий, необходимых современному образованному человеку. В [6] проведены отчетливые параллели между отмеченными выше навыками (*) эффективного использования компьютеров и тех общезначимых, универсальных умений и навыков операционного мышления, которые максимально востребованы сегодня, в информационном обществе:

Так, умение планировать структуру целенаправленных действий необходимо в каждом научном исследовании, в любом производстве, в армии, в общественной жизни, в быту. Особенно важно уметь планировать свою деятельность для педагога: план представляет собой определяющий документ в деятельности учителя.

Умение строить информационные модели – это лишь частный случай умения правильно строить модели вообще. Это умение необходимо в любом научном исследовании, в каждой конструкторской или технологической разработке, когда созданию нового объекта (быть может, очень дорогого или опасного) должен предшествовать этап моделирования. Модель ученика как системы усвоенных знаний, умений, навыков и компетенций – это объект дидактики.

Умение организовать поиск информации необходимо в любой научной, творческой, технической работе, независимо от того, где и как хранится информация: в архиве, в библиотеке, в памяти компьютера.

Дисциплина общения людей ничуть не менее важна, чем межмашинные или человеко-машинные коммуникации. Отсутствие такого качества существенно затрудняет диалог людей. Обычно в обществе высоко ценят тех, кто способен найти общий язык с каждым собеседником. Преподавателю особенно важно строить свои высказывания из выражений, понятных конкретному контингенту учеников: об одном и том же факте можно говорить с третьеклассником, со студентом-выпускником или профессором университета. Однако в каждом их этих случаев информация будет передана разными порциями, в соответствии с уровнем эрудиции собеседника.

Умение инструментировать свою деятельность, т.е., находить в каждой ситуации адекватные средства для решения поставленной задачи, важно вне зависимости от того, какие инструменты находятся в распоряжении человека – записная книжка, логарифмическая линейка, калькулятор. На примере компьютеров необходимость такого качества становится еще более наглядной.

Теперь достаточно обратить внимание на тот факт, что информатика как научная дисциплина обладает (в отличие от других школьных дисциплин) встроенными в нее понятиями, механизмами и методами для формирования у школьников умений и навыков [5]). В самом деле, для планирования структуры действий в информатике могут быть использованы разнообразные управляющие структуры – последовательности, ветвления, циклы, вспомогательные алгоритмы (подпрограммы), рекурсии.

Для информационного моделирования объектов, процессов и систем эффективно применяются разнообразные структуры данных – от простых структур, используемых в управлении исполнителями и в языках программирования до развитых иерархических, сетевых, реляционных и процедурно-дедуктивных систем.

Для структурирования процессов общения активно используется аппарат подпрограмм (процедур и функций) и макросредства.

В задачах информационного поиска незаменимы разнообразные поисковые механизмы – от простого перебора до сложных поисковых механизмов в поисковых системах и системах управления базами данных.

Для инструментирования деятельности, т.е. повышения эффективности труда (в первую очередь, ранее не автоматизировавшегося интеллектуального труда), очень важно использование систем прикладных программ, из которых как из набора детских кубиков можно конструировать действенные и производительные средства для решения задач в своей предметной области.

Таким образом, путь от концептуальной базы информатики до социальной задачи информационного общества – формирования современного стиля мышления у целого поколения, можно представить как целенаправленный, дидактически правильно организованный учебный процесс по непрерывному школьному курсу информатики, в котором в конечном итоге решается главная задача – формирование стиля мышления, позволяющий людям эффективно жить и действовать в информационном обществе.

Проблема формирования стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества, по праву может считаться главным аргументом в обосновании школьного курса информатики. Главным, но не единственным. Наряду с мировоззренческими аспектами информационного образования школьников не меньшую значимость имеют аспекты технологические: вступающих в жизнь молодых людей надо научить использованию информационных технологий – инструментарию существующих систем и средств информационного общества. Распространенность компьютеров, микропроцессоров, роботов, прикладных программных и информационных систем сегодня столь значительна, что умение использовать их в повседневной жизни становится элементом общей культуры человека. В диалектическом развитии стратегических целей школьной информатики лозунг всеобщей компьютерной грамотности, провозглашенный на первом этапе школьной информатики, постепенно вытеснен более актуальным лозунгом информационной культуры.

Дидактические качества компьютера сделали его эффективным инструментом на уроках по всем без исключения школьным предметам – от математики до физкультуры. Поэтому естественно возникает еще одна важная цель информатизации школьного учебного процесса: совершенствование частных методик и, в силу межпредметных связей, совершенствование содержания школьных предметов под концептуальным (теоретическим) и инструментальным (практическим) влиянием информатики.

Из важнейшего результата – формулирование целей школьного курса обучения информатики – вытекает целый ряд следствий: непрерывность курса, его содержание и структура (выделение нескольких уровней – от пропедевтического до профильного), технические и технологические средства (от персонального компьютера до глобальных сетевых ресурсов), методика (от использования и проектирования отдельных программных исполнителей до коллективных проектов в мультимедийных системах).

Четкое определение целей, последовательное продвижения от главной цели к столь же пунктуально формулируемым подцелям и подэтапам как главный путь информатизации в организации и управлении учебным процессом, характерен для педагогической предметной области, в которой весьма затруднены формализации объектов и методов. Это хорошо видно на таких значимых проектах информатизации образования как управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [7] и кластерный анализ состояния информатизации образования [8], обсужденных на заседаниях Большого Московского семинар по методике раннего обучения информатике [9].

Именно целевые аспекты школьного курса информатики помогли вывести из обсуждаемой модели еще одно важное следствие, касающейся стартовой возрастной позиции в пропедевтическом курсе информатики. Доступность основных фундаментальных понятий и механизмов информатики младшим школьникам многократно экспериментально продемонстрирована. Более того, немало детских садов в настоящее время имеют полноценно нагруженные кабинеты информатики. В этих условиях вопрос о точном установлении начала обучения детей информатике становится, с одной стороны, принципиальным, а, с другой стороны, можно называть эту стартовую позицию с точностью, не только до года, но и до конкретной даты – 1 сентября в первом году обучения в школе, в первом классе. Дело в том, что начало первого учебного года весьма важно в жизни ребенка, который в этот день не только формально, но и фактически переходит от одного превалирующего вида деятельности к другому: от игровой деятельности, которая увлекала дошкольника до 1 сентября – к учебной, которая начинается в этот день. Именно здесь, в важнейший день жизни ребенка и уместен столь мощный и эффективный дидактический инструмент как компьютер. Каким может быть этот день? Например, таким, как он описан А.А.Мура-новым [10].

Каждая пара перечисленных умений и навыков с «технологического» и общекультурного уровней по-своему значимы в решении главной целевой задачи курса информатики. И все ж нельзя не отметить, что умение искать информацию в компьютере и соответствующее ему умение организовать поиск данных любой научной, творческой, технической работе, независимо от способа и места хранения информации, оказали огромное влияние на современную дидактику, сменив парадигму обучения. Действительно, актуальность умения находить необходимую информацию в любой встретившейся ситуации связан с прогнозировавшимся осознанием в педагогике невозможности в рамках 11 лет школьного образования передать молодому человеку весь фонд знаний, накопленных человечеством за тысячелетия, в этих условиях молодого человека надо научить учиться. Этот тезис – обоснование провозглашаемого дидактикой принципа непрерывного образования.

Отмеченное выше методологическое понятие компетентности как критерия эффективности педагогической деятельности, развивая дидактическую значимость операционного стиля мышления, прочно вошло в жизнь современного общества. В отличие от превалировавшего ранее знаниевого подхода, компетентностный подход ориентирует педагогику не столько на накопление знаний учащимися в ходе учебного процесса, сколько на умение искать и использовать знания, умение внедрять их в процессе своей деятельности. В педагогической науке, где новые научные категории обретают стабильность столетиями или, в лучшем случае, десятилетиями, становление понятия компетентности можно назвать стремительным: всего за несколько лет пройден путь от деклараций в теоретических дидактических дискуссиях до центральных позиций в общегосударственном, федеральном образовательном стандарте.

Первая, кажущаяся наиболее естественной, попытка обосновать скорость обновления дидактических категорий представляется в прочерчивании прямой линии, соединяющей феномены Пиаже, доказавшего операциональный характер интеллектуальной деятельности детей, с современной технологизацией учебного процесса. Но тогда естественно встает вопрос: почему же такой переход не был сделано полвека тому назад, когда идеи Пиаже были не только известны, но и получили уже широкое признание?

Ответ на этот вопрос следует искать посредине дистанции. В канун образовательной реформы реформы 1985 года А.П.Ершов и его ученики в рамках модели выпускника школы информационной эпохи сформировали названную выше совокупность умений и навыков, которая получила объединяющее название – операционный стиль мышления: он не только знал, понимал и высоко ценил идеи Жана Пиаже, но и видел их место в формировании молодого человека информационного общества. Как всегда, целевые установки являются базой для реформирования, модернизации системы образования, и А.П.Ершов определил основной целью школьного курса информатики ответ школы на социальный заказ общества – формирование операционного стиля мышления у молодого поколения, начинающего активную жизнь в эпоху информационного общества. Такой вывод был обоснован: в множестве научных дисциплин, отраженных в школьных предметах, была лишь одна, располагавшая полным концептуальным запасом понятий, механизмов и идей, необходимых для формирования операционного стиля мышления, дисциплина – информатика. Богатый фундаментальный понятийный потенциал информатики делает ее стержнем, вокруг которого группируется, организуется система школьных дисциплин.

Достаточно обратить внимание на многообразие категорий, формирующих операционный стиль мышления, чтобы увидеть, что он образован как когнитивными категориями – знаниями, так и умениями, оперирующими этими знаниями, так и навыками, ставшими доведенными до автоматизма умениями, так и выросшими из навыков привычками, определяющими поведение человека. Понимая, что за десяток лет школьного обучения немыслимо ставить задачу передачи учащемуся всего запаса человеческих знаний, школьная информатика предлагает не заниматься накоплением знаний как самоцелью, а научить школьника самостоятельно находить их в любой жизненной ситуации. Таким образом, введенный в информатике операционный стиль мышления тождествен новому дидактическому понятию компетентностного подхода. Новый термин родился после того (и вследствие того), как рожденный в информатике операционный стиль мышления показал свою состоятельность в качестве критерия эффективности педагогической деятельности и был перенесен под другим (не следует спорить, оправданным) названием в частные методики других школьных дисциплин и, тем самым, стал общедидактической категорией.

Компетентностный подход – особая форма познания и осуществления образовательной деятельности, управления ею в условиях конкретных отраслевых границ и с позиций компетенций, определяемых обществом [11].

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а, тем более, чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов деятельности была ведущей в работах таких отечественных педагогов, как М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.В.Краевский, Г.П.Щедровицкий, В.В.Давыдов и их последователей. Если посмотреть на обоснования школьной информатики, то легко увидеть, что все элементы операционного стиля мышления относятся к разным категориям – знания, умения, навыки, привычки. Другими словами – это и есть компетентность, информатическая компетентность, которую сегодня принято называть ИКТ-компетентностью. Грубо говоря, можно ставить знак тождества между ИКТ-компетентностью и операционным стилем мышления: та же забота о взаимодействии с соседними дисциплинами (интегративность, междисциплинарные связи), та же многофункциональность... ИКТ-компетентность в силу стержневого положения информатики в системе научных знаний автоматически становится ключевой компетентностью. Более того, ясно, что сам по себе компетентностный подход смог появиться на свет только после того, как были осознаны корни этого подхода в интегративной сущности информатики.

Авторы «Стратегии модернизации содержания общего образования» [12] считают:

Компетенция – круг вопросов, отражающих сущностные позиции требуемого качества, нормативное содержание признаков какого-либо опыта человеческой деятельности в его целостном представлении. Компетентность – это обучение + воспитание (знания + параметры личности).

Принятие такого подхода в обновлении обучения информатике в школе призвано обе-спечить деятельностную направленность образовательных стандартов и возможности опе-рационального задания планируемых результатов обучения через систему образцов деятельности (в том числе учебных задач, решение которых учеником свидетельствует о выполнении им требований стандарта).

Компетентностый подход отразился не только на целевых установках, структуре и содержание школьного учебного процесса, но сказался и на модернизации высшего образования: он ориентирует вузовский учебный процесс на значительное повышение доли самостоятельной деятельности студентов – будущих бакалавров и магистров. Выросли объемы практических работ студентов – и учебных семинаров, и лабораторных работ, приближены к требованиям учреждений и предприятий программы учебных и производственных практик [13]. Столь же фундаментально компетентностный подход проник в систему повышения квалификации учительства, в частности, существенным образом изменив критерии переподготовки учителей начальной школы.

Тем временем, жизнь продолжается, и с очевидностью меняется массовая школа. Говоря о естественности, неизбежности и высоком темпе изменений в системе отечественного образования, авторы [14] отмечают в качестве наиболее радикальных среди этих изменений «ориентацию на формирование «компетентности по обновлению компетенций» как цели образования и реализацию нового поколения стандартов образования, которая обеспечивает баланс интересов личности, семьи, общества и государства». В новом поколении образовательных стандартов определяющие позиции занимает программа развития универсальных учебных действий для основного общего образования, направленная на повышение образовательного и воспитательного потенциала школы. И вновь, как впервые при формулировании целей операционного стиля мышления, и как позднее, при определении концепций компетентностного подхода, декларируется сверхзадача важнейшей компетенции личности – умения учиться [14].

На этом новом витке спирали, по которой развивается модернизация системы образования, подчеркивается, что ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях и формировании способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным умением формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального образования, обеспечивающем его результативность [16]. Большой Московский семинар по методике раннего обучения информатике обращает внимание на многосторонние аспекты универсальных учебных действий (УУД) как со стороны текущей педагогической деятельности учителя информатики [17], так и с обобщающих позиций информатизации образования ученых – информатиков и психологов [16], [14]. В этих обсуждениях УУД представлены во всей полноте их классификации – личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.

Тем не менее, не могут не настораживать опубликованные проекты нормативных документов уровня государственных стандартов [20], которые, словно пытаясь перечеркнуть все, чего добилась советская и российская педагогическая школа после 1985 года в области информатизации образования, практически удаляет информатику из содержания образования в общеобразовательной школе, исключает этот предмет их числа дисциплин, по которым аттестуется выпускник школы. Это означает актуальность широкого общественного сопротивления тем «высоким», но дидактически не обоснованным решениям, которые грозят остановить поднимающуюся отечественную педагогическую науку [18][19].

Библиография

  1. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические информационные технологии в системе образования (под ред. Е.С.Полат), 4-е издание. М., 2004.
  2. Загвязинский В.И. Теория обучения, Современная интерпретация. Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений. – М., издательский центр «Академия», 2006.
  3. Хуторской А.В. Современная дидактика, учебное пособие, 2-е издание, Высшая школа, М., 2007. – 536 с.
  4. Ершов А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании// Кибернетика. – 1972. – № 5. – с. 95-99.
  5. Ершов А.П., Звенигородский Г.А., Первин Ю.А. Школьная информатика: концепции, состояния, перспективы. – препринт №152 ВЦ СО АН СССР, Новосибирск, 1979.
  6. Первин Ю.А. Дидактическое обоснование школьного курса информатики. – в серии статей «Энциклопедия учителя информатики». «Информатика», 11 (540), 2007.
  7. Матрос Д.Ш. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под. ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 384 с.
  8. Уваров А.Ю. Кластерная модель преобразований школы в условиях информатизации образования: Информатизация как процесс преобразований школы; Модели процесса информатизации школы. -- М.: МИОО, 2008. 311 с.: с ил
  9. Сайт Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике. http://ito.edu.ru/sp
  10. Муранов А.А. Информатика в начальной школе – творчество в удовольствие. – http://ito.edu.ru/sp/SP/2006-01-12.html
  11. Канаев Б.И. Педагогический анализ результатов образовательного процесса: практико-ориентированная монография. Москва–Тольятти: ИНОРАО, 2003.
  12. Стратегия модернизации содержания общего образования. – http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/strateg/448/
  13. Первин Ю.А. Самостоятельная научно-исследовательская деятельность магистранта-педагога. – Сб. трудов конференции Академии информатизации образования «Инфроматизация образования 2010», Кострома, 2010, 625 – с.
  14. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. – ФИРО, М., 2010. – 84 с.
  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. – пособие для учителя под ред. А.Г.Асмолова. М., «Просвещение», 2010. – 159 с.
  16. Семенов А.Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования. – http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html
  17. Паутова А.Г. Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики в начальной школе. – http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2010_09_28.html
  18. Усенков Д.Ю. «Граждане! Отечество в опасности!», или об очередной попытке отменить предмет «Информатика». – Вопросы Интернет образования, 16, 2010. – http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=387
  19. Первин Ю.А. К обсуждению Федерального государственного образовательного стандарта общего образования – Вопросы Интернет образования, 16, 2010. – http://npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=393
  20. Проект ФГОС общего образования – http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr_ob.hpf