Рейтинг@Mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Чулихина Елена Александровна

учитель начальных классов МОУ «Малодубенская СОШ» Орехово-Зуевского района Московской области

задать вопрос автору

Доска и мел – наши главные инструменты,

но хочется чего-то большего...

 из слогана на главной странице

сайта Сети творческих учителей

В последние годы я часто задаю себе вопрос, каким быть человеку XXI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нём сегодня? Всматриваясь в лица своих учеников, пытаюсь найти ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет мне увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?

Жизнь в современном мире практически немыслима без информационных технологий, которые прочно вошли во все сферы нашей жизни. Сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников. Современные дети – digital native «цифровое коренное население» – поколение людей, которые выросли в мире современных цифровых технологий, таких как Интернет и мобильные телефоны, и уже не могут представить мир без всего этого. Мы, учителя, чаще оказываемся так называемыми digital immigrants «цифровыми иммигрантами», теми, кто поздно пришёл в мир технологий.

Решая проблему информатизации школы, нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь. Но сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении. Их рационально заменяют компьютерные средства обучения, например, интерактивные доски. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Все чаще мы слышим, что наш век – век информационных технологий, что без широкого их внедрения сегодня никак не обойтись, однако, часто бывает, что это не всегда так. Где-то не хватает оборудования, где-то не хватает умений с ним работать, поэтому мне хотелось бы поделиться с коллегами крупицами своего опыта работы применения интерактивной доски в образовательной учебной деятельности.

Электронная интерактивная доска – это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Первые интерактивные доски были выпущены фирмой SMART Technologies в 1991 году.

Преподаватели стали первыми, кто осознал потенциал электронных интерактивных досок для обучения, совещаний и презентаций. И по сей день интерактивными досками главным образом пользуются именно учителя.

Интерактивные доски – не просто электронные «меловые» доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски, необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске, можно использовать не один раз, и это сэкономит ваше время.

Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее схватывают новые идеи. Учителя, которые уже достаточно долго работают с досками, заметили, что качество их уроков заметно улучшилось.

Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихся повысятся, благодаря работе с интерактивной доской, но многие преподаватели замечают, что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на занятиях. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Преподавание с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

Третий год я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента – интерактивной доски SMART Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором.

Возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД от привычных методов обучения? Как сочетать возможности ИД с реализацией дидактических принципов?

Апробировав возможности доски, я пришла к выводу: поскольку структура, цели, задачи и содержание уроков не меняются, формы и методы обучения сохраняются, то использование интерактивной доски не вносит в педагогическую практику ничего принципиально нового.

 Любой урок имеет двух субъектов – учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

Почти у каждого ученика младших классов сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся класса есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски не потребовалось, дети быстро усвоили приёмы работы, просто наблюдая за учителем.

У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не тратится время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это, в свою очередь, – способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены.

Для создания авторских материалов к уроку преподавателям необходимо освоить специальное программное обеспечение интерактивной доски и его основные возможности.

Рассмотрим некоторые педагогические приемы использования различных инструментов программного обеспечения интерактивной доски.

Цвет

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним.

Записи на экране

Возможность делать записи электронными чернилами (с помощью маркера или даже только одним пальцем) позволяет добавлять любую информацию, вопросы и комментарии к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать.

Аудио и видео-вложения

Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним записи.

Выделение отдельных частей экрана

Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализировать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»).

Вырезать и вставить

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Страницы

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Поворот объекта

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения. Может быть полезным при изучении геометрического материала: нахождение равных фигур, сравнение площадей различных фигур наложением. Также можно решать задачи-голово-ломки со спичками и строить фигуры «Танграм».

Drag & drop

Работая на интерактивной доске, можно передвинуть любой объект на другое место с помощью опции «drag and drop» (тащить и отпустить). Это позволяет передвигать текст и рисунки в любое место на доске, точно так же, как если бы вы передвигали монетку по поверхности стола. Используя традиционные методы, такого же эффекта можно было бы добиться, написав слова на карточках или вырезав картинки и приклеив их к доске. Однако, такая работа на компьютере займет гораздо меньше времени и сэкономит место, где хранились бы карточки. Возможность передвигать объекты по доске помогает в таких занятиях, как соединение, классификация, группировка, сортировка, заполнение пропусков, упорядочивание различных объектов (слова или изображения).

Ученики могут экспериментировать с заданием и передвигать объекты, попробовать снова. Задания, использующие drag & drop, идеальны для начала урока: они привлекают внимание всего класса. Можно использовать эту опцию для проверки знаний учеников или как введение в новую тему.

На занятии с интерактивной доской можно использовать все материалы, доступные на компьютере: таблицы, схемы, анимацию, аудио- и видеозаписи, обучающие программы. Разнообразие ресурсов предоставляет широкий выбор подходов к обучению. Интерактивная доска помогает развивать обсуждение в классе. Конечно, можно писать и рисовать и на обычной доске. Но преимущества интерактивной доски в том, что добавлять записи можно к страницам, которые были приготовлены до занятия; после занятия записи на доске можно сохранить, не обязательно их стирать; можно использовать разные цвета, а также выделение цветом, которое, при использовании обычной меловой доски, не доступно.

Более подробно познакомиться с возможностями интерактивной доски, посмотреть разработки уроков для SMART Board можно, используя материалы:

Подводя итог, хочется отметить, что «консерватизм» некоторых учителей в освоении возможностей и инструментария интерактивной доски, достаточно высокая цена интерактивных средств обучения не смогут долго противостоять прогрессу. Проведение программы повышения квалификации «Интерактивные информационные средства в образовательном процессе», открытые уроки с использованием интерактивных технологий, семинары и конкурсы, посвященных данной теме ускорят процесс внедрения интерактивных средств обучения в учебный процесс.

Председатель совета директоров корпорации «Intel» Крейт Баррет сказал: «Все технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя». Именно педагоги делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только очень удобный инструмент. И важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

Конечно, использование интерактивной доски учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью на уроке. Недопустимо, чтобы разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между использованием современных технических средств в обучении и традициями начального образования является технологическая культура учителя. Технологическая культура определяет то, как, каким образом, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?»

Литература:

  1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  2. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших шко-льников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )
  3. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)