Рейтинг@Mail.ru

РАБОТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В РАМКАХ НОВОЙ СИСТЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЕГО РАБОТЫ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Хохлова Елена Николаевна

методист ЦИТУО, преподаватель кафедры информационных технологий и образовательной среды МИОО

задать вопрос автору

Формулируя тему этого выступления и вводя малоконкретный термин «новая система», хотелось подчеркнуть, что фактически с этого учебного года учитель начальной школы поставлен в условия, когда он вынужден перестраиваться, приспосабливаясь к изменениям, стремительно происходящим в системе образования в целом и в московском образовании в частности.

Учительское сообщество всегда делилось на две категории. Одна из них активно использовала компьютер и разработки применения ИКТ в начальном образовании. Другая, наоборот, резко отвергала наличие компьютера в начальной школе или просто откладывала освоение этих технологий до лучших времен, а точнее до формального решения, когда данный спорный вопрос будет разрешен на уровне документа и появится реальная возможность включить соответствующие занятия в учебный план, получить финансирование на необходимую технику, оплатить работу привлекаемых специалистов, пройти соответствующее повышение квалификации и т.д.

Первое формальное решение, которое поставило учителя «в рамки новой системы» – это принятие Концепции информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы 16 октября 2008 года. Этот документ выстраивает современные образовательные приоритеты, достижимые в условиях информатизации образования и описывает основную модель информатизации образовательного процесса, которой в Московской системе образования следуют сегодня все школьные учителя, в том числе и учителя начальной школы.

Следующим шагом стало принятие в октябре прошлого года нового Стандарта начального образования. В прошлом году вопрос о том, «Как новый стандарт изменит урок в начальной школе?» поднимался на аналогичном семинаре в совместном докладе Ю.В.Федоровой и Хохловой Е.Н. Вкратце отмечу, что ключевыми положениями Стандарта, влияющими на работу учителя, являются требования к результатам освоения основной образовательной программы, а так же к кадровым, финансовым и иным условиям образовательного процесса.

С чего учитель начальной школы может начать свою «адаптацию» к новым условиям? Новые требования приведенных выше документов, естественно, ставят вопрос о компетентности учителя в решении поставленных задач и повышении его квалификации.

Деятельностный характер стандарта отразился и на требованиях к информационно-образовательной среде образовательного учреждения, которая позволяет полностью информатизировать работу учителя – от планирования образовательного процесса до фиксации его результатов. Содержание требований, предъявляемых к информационно-образовательной среде, повторяет основные положения Концепции информатизации образовательного процесса, в реализацию которой уже включились отдельные учителя начальной школы, проявляющие личный интерес к информатизации начального образования. Таким образом, первые учителя, примеряющие на себя опыт работы в новой системе, появились около пяти лет назад, когда была начата работа по апробации модели информатизации образовательного учреждения «Школа информатизации». Именно тогда было начато массовое внедрение информационно-образовательной среды MOODLE (http://learning.9151394.ru – Лаборатория дистанционного повышения квалификации педагогов) в работу с образовательными учреждениями и отдельными педагогами. На сегодняшний день информационной средой ДОгМ пользуются более 50% учителей Москвы, в системе повышения квалификации создана и отработана программа обучения учителей всех предметов работе в этой среде.

Сегодня образовательные учреждения города и отдельные педагоги имеют собственные информационные пространства в категориях соответствующих им округов или образовательных учреждений. Большинство этих информационных пространств используется для разработки курсов с ИКТ поддержкой, в которых происходит организация образовательного процесса по конкретному учебному предмету. Множество курсов в этой единой информационной системе разрабатывается учителями начальной школы. Среди них можно выделить наиболее продуманные и интересные:

  1. 1. Математика (1493. Алексеева Инна Владимировна, математика, 3 класс) http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=3071
  2. Русский язык (1874, Николаева Татьяна Владимировна, русский язык, 3 класс) http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=1561
  3. Чтение (1493. Гуцол Елена Вячеславовна, обучение грамоте, 1 класс) http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=1694
  4. Окружающий мир (1071, Завертяева Елена Юрьевна, окружайщий мир, 1 класс) http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=687
  5. Изобразительное искусство (1389, Соколова Ольга Владимировна, ИЗО, 4 класс) http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=4989)
  6. Москвоведение http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=3449
  7. Английский язык (2030 Татьяна Евгеньевна Денисова, анг.яз. 2 класс) http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=2194

Используется информационные пространства и для других видов деятельности

  1. Для проектной деятельности (1690, Варыпаева Наталия Евгеньевна, математика-проекты, http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=2951,
  2. Для поддержки учебных курсов (1811, Макунина Елена Викторовна, поддержка уроков математики 1 и 2 класс, http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=1500&topic=0#section-10, http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=1467)
  3. Для методической копилки (1967. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА. Елена Ивановна Устинова, все предметы, http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=2006)

Каждое информационное пространство состоит из информационного блока и 33-34 учебных блоков (по числу недель учебного года). Информационный блок каждого пространства содержит сведения о том, по какому учебнику разработан курс, класс, полезные ссылки для работы, новостной форум для обсуждения.

В каждом учебном блоке представлена одна тема, для которой учитель подбирает или разрабатывает самостоятельно различные ресурсы:

В процессе пятилетнего использования данная среда подтвердила свою надежность и простоту в освоении и использовании. На этом основании является естественным использование этого инструмента в массовой практике учителей начальной школы.

Несмотря на простоту и интуитивность используемой системы, работа в информационной среде требует от учителя элементарных пользовательских навыков, общего представления о работе в Интернете, и фактических знаний и навыков работы с MOODLE, которые учитель может получить на курсах МИОО. На кафедре информационных технологий и образовательной среды им, так же как и всем учителям-предметникам предлагается пройти начальный (12 ч) и основной (24 ч) курс работы в ИС.

В связи с изменениями, заданными новым образовательным Стандартом, деятельность учителя в информационно-образовательной среде становится обязательной нормой. Приступая к работе с учителями пилотных по внедрению ФГОС НОО образовательных учреждений, мы столкнулись с тем, что в эту деятельность включена масса учителей, для которых участие в подобной работе является не личной потребностью, как это было в «Школе информатизации», а требованием свыше. Кроме того, многие из них не имеют первоначальных навыков работы с компьютером и в Интернете. А результат, выражающийся, прежде всего, в изменениях образовательного процесса, которые должен внести каждый учитель в свою профессиональную практику должен быть достигнут достаточно быстро – 1 сентября в школу уже пришли первые первоклассники, обучающиеся по новому Стандарту. Решение этой проблемы в ИС позволяет сразу решить целый ряд задач:

Погружая учителя в ИС при прохождении курсов повышения квалификации, мы предоставляем ему реальную возможность практически апробировать деятельность в ИС в позиции и ученика и учителя и понять возможности системы в организации взаимодействия участников и контроля за их деятельностью. Поэтому короткий модуль «Основы работы в информационно-образовательной среде» объемом 6 часов является первым в программе подготовки учителей к работе по новому Стандарту. Постоянно обращаясь в ходе обучения к курсам с ИКТ-поддержкой, даже неподготовленный учитель привыкает пользоваться ресурсами информационного пространства. Закончив курсовое обучение, учитель имеет возможность и дальше использовать все эти материалы как справочные и на их основе выстраивать собственный курс, с собственным планированием и ресурсами. В настоящее время учителя начальной школы ведут такую работу на сайте «Введение ФГОС НОО» http://nachalka.seminfo.ru.

В отличие от учителей, начинавших работу в «Школе информатизации», они имеют несколько иные задачи. Во-первых, все они начинают работать с первоклассниками. Это создает некоторые дополнительные трудности. Несмотря на то, что современные дети рождаются и растут в информационном обществе и вполне готовы принять и быстро освоить такие виды деятельности, у учителя появляется задачи, требующие затрат времени и сил – это регистрация детей на соответствующем сайте, организация работы с большим количеством техники на уроке, чередование видов деятельности, связанное с требованиями СанПин и т.д. Во-вторых, Стандарт и Основная образовательная программа точно обозначают, каким технологиям им придется обучать детей. К сожалению, сами учителя пока не владеют ими в полной мере. Например, обучение клавиатурному письму требует наличие этого навыка и у самого учителя. Даже если на курсах он хорошо усвоил методику обучения, он должен наглядно демонстрировать учащимся свое мастерство, повышая их мотивацию к обучению. И наконец, самая трудная задача – это включение ИКТ в содержание учебных предметов начальной школы или использование интегрированных курсов. Эта задача осложняется тем, что у большинства авторов учебно-методических комплексов эта проблема еще не решена в полной мере и учитель, не желая отказываться от привычных учебных материалов, вынужден сам адаптировать их к новым условиям.

Рассмотрим, как сегодня эти задачи могут быть решены. Работу с первоклассниками желательно начинать сразу в ИС. Помощь в регистрации могут оказать родители. Важно, чтобы ребенок, начав обучение, сразу включился в насыщенный образовательный процесс и правильно адаптировался к нему, в противном случае нам понадобится свой адаптационный период для каждого вида деятельности. С этой целью разработаны специальные учебные материалы, включающие примеры проектов на основе ИКТ, рекомендуемые для выполнения в первые дни ребенка в школе (Изготовление бэджа, проект «Я и мое имя», «Я умею» и т.д.), и учебные задания, построенные на содержании различных учебных предметов и использующие ИКТ в качестве средства для выполнения. Эти материалы могут составить основу планирования, которое учитель составляет на первые школьные дни. В результате, к концу адаптационного периода, невзирая на малолетний возраст участников образовательного процесса, мы можем получить результат, который будет эффективно использоваться дальше. Учащиеся смогут самостоятельно входить в ИС и в курс своего учителя, выполнять задания в ИС, скачивать материалы для проектов, отправлять в форум свои работы. Уже в первые учебные недели при продуманной организации обучения и хорошем техническом обеспечении первоклассники могут освоить много видов деятельности, которые в дальнейшем будут использованы во всех предметных областях. Это

Для повышения квалификации учителя разработаны программы повышения квалификации, которые представлены в виде курсов с ИКТ-поддержкой на сайте http://mioo.seminfo.ru. Курсы представлены короткими модулями, посвященными отдельным вопросам применения в образовательном процессе начальной школы конкретных технологий, использующих компьютер и цифровую технику. Так модуль «Формирование навыков клавиатурного письма» включает доступный клавиатурный тренажер и набор уроков, который может быть использован для обучения первоклассников, а так же видеоинструкции по правилам набора текста. Модуль «Натурная мультипликация», наличие которого в программе повышения квалификации связано с требованиями Стандарта в освоении современных видов художественной деятельности, содержит примеры детских работ и инструкции по организации и проведению съемок, а так же видеомонтажу в разных компьютерных программах, достаточно простых, чтобы в них мог работать маленький ребенок. Сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно. Все модули с ИКТ-поддержкой доступны зарегистрированным пользователям сайта, подготовленный учитель может самостоятельно использовать их ресурсы, не дожидаясь приглашения на курсы.

ИС может быть использована всеми методическими службами. Здесь можно организовать пространства организационно-методического взаимодействия или выкладывать учебно-методические материалы. Так, в новом Стандарте, а, соответственно, и в новом учебном плане появился предмет «Математика и информатика», который в этом контексте оказался для учителей начальной школы новым и малопонятным. Авторы учебника «Математика и информатика. 1 класс» Семенов А.А., Рудченко Т.А. использовали информационно-образовательную среду для размещения в ней учебно-методических материалов и компьютерных уроков. Педагоги, желающие работать с этими материалами, которые разработаны уже в соответствии с требованиями нового Стандарта в области ИКТ могут пользоваться этим курсом. Их ученики могут выполнять задания курса непосредственно в ИС в курсе разработчиков.

Еще одна важная особенность реализации работы учителя с ИС – это изменение системы оценивания. Требовании стандарта говорят о том, что система оценивания должна «закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки», «обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» и «позволять вести оценку динамики учебных достижений обучающихся».

 Система оценивания и способы представления результатов заранее определены ИС. Начальная школа давно используют безотметочное обучение, и этот опыт нельзя назвать удачным. Ребенок не получает так ожидаемой реакции на свои успехи или неуспехи, не знаком с качественной оценкой, и соответственно не может продуктивно работать над устранением ошибок. ИС позволяет использовать как словесную оценку, особенно важную для первоклассников, так и бальную, причем учитель сам подбирает оптимальную оценку для каждого задания, подбирая такие значения на оценочной шкале, чтобы, получив бальный результат, учащийся мог сделать выводы о том, насколько правильно он выполнил задание, а не о том, какую отметку получил.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что реализация работы учителя начальной школы в ИС позволяет обеспечить учителей учебно-методическими материалами, выполнить требования стандарта в части информатизации работы учителя и учащихся, формирования умений, составляющих ИКТ-компетентность учащегося, а так же внести принципиальные изменения в систему оценивания.