Рейтинг@Mail.ru

О ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ: СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Соколова Ирина Викторовна

Российский государственный социальный университет, Москва

В структуре научно-исследовательской и учебной деятельности кафедры социальной и педагогической информатики Российского государственного социального университета (РГСУ) в проблематике информатизации образования, обучения информатике особо выделяется направление раннего обучения информатике.

Современный тап информатизации общества предъявляет к молодому поколению требования, которые не лидировали всего лишь четверть века тому назад – умение планировать свою деятельность, организовать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи, навыки информационного моделирования, структурирование общения и коммуникаций, инструментирование интеллектуальной деятельности и ряд других умений и навыков. В соответствии с таким социальным заказом современного общества и определяется место информатики в совокупности дисциплин, изучаемых в школе, и возрастной порог начинающих ее изучение – начальная школа – период, когда у ребенка начинает складываться новый стиль мышления, востребованный в учебной деятельности.

С целью вклада в более эффективное решение проблем раннего обучения информатике кафедра социальной и педагогической информатики РГСУ в 2005 году выступила с инициативой проведения на базе университета Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике, продолжающего свою работу и в настоящее время уже в течение более чем трех лет.

Кафедра социальной и педагогической информатики РГСУ является выпускающей кафедрой по специальности «Информатика» (квалификация выпускников – «учитель информатики»). Особое внимание на кафедре уделяется развитию специализации «организация информатизации образования», ибо в ее рамках возможна подготовка специалистов, которые, помимо обучения собственно информатике как предмету,в т.ч. в начальной школе, смогут создавать современную школьную информационную образовательную среду, а также способствовать формированию ИКТ-компетентности учителей начальной школы и учителей-предметников [1]. Для отработки проблематики раннего обучения информатике кафедра имеет две экспериментальные площадки в средних школах Москвы, что позволяет развивать на практике проблематику раннего обучения информатике.

Представляется важным консолидация усилий ученых и специалистов в области педагогической информатики в направлении развития стандартов школьного образования для младших классов в двух взаимосвязанных направлениях: введению курса информатики, а также информационной компоненты практически во все учебные предметы начальной школы. Подобный подход, несмотря на свою актуальность, требует при своей разработке и дальнейшей реализации учета всей палитры мнений, существующих в педагогической информатике по теоретическим и прикладным проблемам раннего использования компьютерной и телекоммуникационной техники.

В условиях информатизации общества уже осознана в целом необходимость в соответствующей информационной подготовке на всех уровнях системы образования с целью формирование стиля мышления учащихся и совершенствования предметных методик, в педагогической практике наблюдается устойчивое снижение возрастаобученияинформатике и информационным технологиям.

Как известно, информатика в начальной школе РФ представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы, при этом обучение информатике во II-IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы, подчас не имеющим специальной подготовки.

При этом цели обучения информатике, сформулированные в проекте федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, прежде всего, ориентированы на формирование начальной компьютерной грамотности, элементов информационной культуры, а уже затем на развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности.

Теоретической основой раннего обучения информатике являются:концепция развивающегообучения, психологические и педагогические теории о развитии младших школьников (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.З. Зак, И.А. Зимняя, A.A. Кузнецов, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.), положения о взаимосвязи различных возрастных периодов с формированием и развитием мышления детей (Дж. Брунер, Б.Ф. Ломов, Ж. Пиаже, В.В. Рубцов, Р. Сильвестер и др.), концепция углубленного обучения школьников информатике (А.И. Бочкин, А.Г. Гейн, И.Г. Семакин, А.И. Сенокосов, Н.Д. Угринович и др.) и обучения младших школьников информатике (Е.В.Богомолова, A.A. Дуванов, А.В. Могилев, И.Б.Мылова,Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, С. Пейперт, Б. Сендов, Б. Хантер и др.). Для проблематики раннего обучения информатики значимы работы в области социально-философских аспектов информатизации общества, в т.ч. концепция опережающего образования (Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, А.Д Урсул и др.).

Предметом исследования научного педагогического направления – раннее обучение информатике – является процесс интеллектуализации и социализации младших школьников в контексте использования ИКТ.

Под этим процессом понимается диалектически-единый процесс развития интеллектуального, культурно-духовного потенциала и социальной зрелости младших школьников на уроках информатики и в ходе изучения других дисциплин с использованием ИКТ.

Среди наиболее значимых принципов раннего обучения информатике могут быть отмечены:

Так, например, программы обучения информатике детей младшего возраста подразделяются за рубежом программы раннего развития (early ICT learning) для детей ясельного возраста (3-4 года), программы раннего обучения для детей дошкольного возраста (4-5 лет) и программы для начальной школы (6-9 лет).

Система требований к информационно-технологическому обеспечению раннего обучения информатике:

Общая проблема развития процесса раннего обучения информатике состоит их двух взаимосвязанных составляющих: основной проблемы овладения детьми информацией как ресурсом личностного развития с помощью средств информатики (когнитивной проблемы) и проблемы вовлечения в информационные процессы межличностного, группового и массового общения (проблемы социализации).

Основными проблемами видятся здесь обеспечение адекватности, объективности, целостности, динамизма воспроизведения индивидуального и социального интеллекта в новом информационном пространстве.

В раннем обучении информатике может быть выделен ряд противоречий:

Именно указанные выше противоречия во всей их сложности и определяют основное содержание исследований в области раннего обучения информатике.

Существует ряд факторов, сдерживающих развитие раннего обучения информатике, в том числе: «консервативность мышления» ряда учителей и методистов; слабая коммуникабельность: новые идеи в обучении остаются уделом достаточно узкой группы специалистов.

Наряду с приведенными выше теоретическими аргументами в пользу раннего обучения информатики, следует отметить, что в таких странах, как, например, США, Великобритания, Шотландия, Италия, Австралия и Новая Зеландия, проблематика раннего обучения информатике включена в национальные образовательные программы по раннему развитию, дошкольному обучению и начальному образованию детей., существуют также международные и национальные профессиональные организации и проекты, активно работающие в этой области [3].{1}

На основе предпринятого анализа социально-педагогических подходов в контексте информатизации образования может быть предложена концепция раннего обучения информатике из следующих основных положений:

1. Ранее обучение информатике является неотъемлемым элементом процесса непрерывного углубленного обучения информатике, позволяющим полноценно сформировать когнитивные способности школьника в единстве с его социализацией и, в результате, информационную культуру как основу опережающего образования в условиях глобальной информатизации.

2. Вместе с тем, как и всякое общественное явление, раннее обучение информатике несет в себе не только благо для подрастающего поколения, но и серьезную угрозу для развития личности в случае механического перенесения подходов и методов обучения информатике в старших классах, а также недостаточного учета моментов, связанных с виртуализацией деятельности. При раннем обучении информатике возможно формирование зависимости от компьютера, создаются предпосылки для проявления импульсивного когнитивного стиля, замкнутости.

3. Успешное решение проблем информатизации начального образования требует их глубоко специализированного научного анализа как особого, относительно самостоятельного объекта и предмета теоретического и прикладного изучения.

4. Педагогика как научное направление, его различные специальные теории должны активно использовать наработки в области раннего обучения информатике. В противном случае в условиях глобализации информационных процессов, инструментом которой является информатизация, педагогическое знание не сможет адекватно учитывать изменения социума, его институтов и групп в результате информатизации общества, степень и специфику их вовлеченности в этот процесс.

5. Предмет раннего обучения информатике характеризует наиболее существенные свойства и отношения его объекта – информатизации образования и вместе с тем непротиворечиво вписывается в предметное поле современной педагогики в целом как науки.

Раннее обучение информатике как научное направление занимает особое место как в педагогике в целом, так и в педагогической информатике, ибо, являясь системообразующим для педагогики в контексте информатизации общества, не заменяет и не исчерпывает многообразия социально-педагогических процессов, напрямую не связанных или слабо связанных с процессом информатизации общества и образования.

Особенность социально-педагогического подхода к раннему обучению информатике заключается в том, что исследуются не только объективные, но и субъективные его показатели, в котором представляется человеку объективный мир, изучается развитие личности в единстве процессов ее социализации и интеллектуализации.

Предлагаемая концепция раннего обучения информатике содержит лишь общую идею конституирования новой отрасли педагогического знания, обосновывает необходимость такого шага.

Литература:

  1. Лапчик М.П.ИКТ-компетентность педагогических кадров: монография. –Омск:Изд-во ОмГПУ,2007.
  2. Соколова И.В. Социальная информатика. – М.: Издательство РГСУ; Издательство ПЕРСПЕКТИВА, 2008; Шутикова М.И Изучение социальных аспектов информатики в школе и вузе: монография – Омск:Изд-во Омского экономического ин-та,2007.
  3. См.,напр.: Teaching and learning when no one is expert: children and parents explore technology / Boudreau, Laura // «Early Childhood Research & Practice» (USA), Sep 22, 2004; Integrating new technologies in UK classrooms: Lessons for teachers from early years practitioners. / by Brooker, Liz // Childhood Education, 2003, 01; Developmentally Appropriate Technology in arly Childhood. (DATEC) (2002).

{1} Автор благодарит Воронину Е.П. за предоставление материалов по зарубежному опыту раннего обучения информатике.