Рейтинг@Mail.ru

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ - ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Смирнова Мария Алексеевна

учитель высшей категории, ГОУ ЦО №293 г. Москвы, руководитель интернет-проекта http://www.nachalka.com, координатор сообщества "ИКТ в начальной школе" федерального портала "Сеть творческих учителей" http://www.it-n.ru

Глобальная информатизация не может обойти стороной ни одну из сфер социальной жизни. Получение, обработка, использование, продуцирование и передача информации является неотъемлемой составляющей деятельности современного человека. Информатизация образования заявлена как одно из приоритетных направлений образовательной политики Российской Федерации.

Информатизация образования - новая область педагогической науки, призванная решить целый ряд методических, теоретических, практических задач. Идет уже второй этап ИСО, однако методики не пишутся быстро, образовательного контента пока не хватает, а доступ в интернет, порой, есть только в кабинете директора школы. Так что же, ждать, пока условия будут созданы?

На крупнейшем российском педагогическом портале "Сеть творческих учителей" (http://www.it-n.ru) проводился опрос среди учителей начальных классов. В числе вопросов был такой: чьей обязанностью является формирование цифровой грамотности учащихся начальной школы?

Результат оказался неожиданным: 72% участников опроса ответили: за цифровую грамотность учащихся первой ступени отвечает учитель начальных классов. (К слову сказать, 82% наших эстонских коллег, также принимавших участие в опросе, уверены, что за информационную грамотность учащихся отвечает преподаватель информатики.)

При этом условия для проведения занятий с ИКТ российские учителя оценили следующим образом: нет условий или плохие условия - 25%, удовлетворительные - 36%, хорошие - 27%, отличные - 12%.

В том же опросе среди препятствий к применению ИКТ в начальной школе учителя отмечают недостаток теоретических знаний, практических умений, методических разработок, необходимого оборудования, отсутствие доступа в компьютерный класс. Таким образом, налицо противоречие между пониманием необходимости использования информационных технологий на первой ступени обучения и условиями для реализации этой идеи.

Ждать, безусловно, проще и безопаснее. Но если учитель готов двигаться вперед, если в классе уже стоит необходимое оборудование? Учитель оказывается в непривычной для себя позиции "новичка" и нуждается в консультациях, в поддержке, ему необходимо поверить в свои силы. На помощь может прийти интернет-сообщество, аккумулирующее опыт учителей разных регионов России и зарубежных коллег.

Начиная с момента появления первого учительского сообщества (Всероссийский Интернет-педсовет, 1998 г.), посвященного обсуждению насущных проблем образования, учительские сообщества видоизменяются и трансформируются. Следующим этапом стал обмен методическим опытом, создание интернет-хранилищ разработок уроков и статей (СОМ, Интернет Государство учителей). В настоящее время на портале "Сеть творческих учителей" реализуется возможность совместной разработки методических материалов в рабочих группах и мастерских. Здесь реализуется идея обучения Web 2.0, когда все обучают всех.

Участие в социальных сетях сейчас весьма популярно. Многие читатели этой статьи состоят даже не в одной, а в нескольких сетях, находя в каждом из сообществ нечто уникальное. Что привлекает в сообщество "ИКТ в начальной школе" новых участников?

Сама по себе регистрация в сообществе - лишь возможность внести в свою профессиональную деятельность нечто новое. Виртуальное методобъединение позволяет каждому участнику выбрать ту траекторию самообразования, которая ему в лучшей степени подходит по задачам, срокам, способам профессиональной самореализации. В основе деятельности сообщества - взаимообучение, взаимопомощь, сотворчество. "И "система повышения мастерства" - это, прежде всего, общение с коллегами на заданную тему, тему, которая насущно нужна конкретному "мастеровому", здесь и сейчас…" (Тыновский С.Н., участник сообщества.)

Очевидно, что активно участвовать в работе сообщества интереснее и полезнее для личного профессионального роста, чем подписаться на рассылки новостей и наблюдать за происходящим со стороны. Для того, чтобы правильно рассчитать свои силы и сосредоточиться на самом важном, стоит ответить себе на следующие вопросы:

А формы участия могут быть самые разные:

Бывает так, что, работая в большом школьном коллективе, не каждый может найти ИКТ-активных единомышленников. Участие в форуме позволяет узнать мнение учителей и методистов из разных регионов по любому вопросу, получить оперативную помощь и самому быть кому-то полезным. Темы форумов показывают существенное многообразие обсуждаемых проблем:

Обсуждение готовых уроков - одна из интереснейших форм содержательного общения участников сообщества. Мы обсуждаем опыт других учителей, чтобы этот опыт понять, принять, сделать своим и пойти дальше. Не сразу авторы решаются представить собственные разработки для обсуждения. Учителя, привыкшие ежедневно оценивать своих учеников, страшатся публичной оценки собственных разработок. Тем не менее, возможность получить оценку коллег, взглянуть на свою работу со стороны, позволяет не останавливаться на достигнутом, постоянно совершенствовать свое мастерство. Не менее сложно найти верный тон, нужные слова для рецензии на опубликованный материал. Но это умение тоже приходит, ведь сегодня ты - автор, завтра - общественный эксперт. И чем больше учителей включается в диалог, тем больше высказывается оригинальных идей развития урока. "Я могу узнать новое об использовании ИКТ в начальной школе, познакомиться с другими педагогами, послать свои работы. А главное, на этом портале мои работы будут обсуждаться, а мнения других для меня очень важны, пусть даже и не очень хорошие" - это мнение Юдиной Ольги Геннадьевны, (учитель начальных классов, пос. Яйва Пермской области).

Совместная разработка уроков в Мастерской дает возможность взглянуть на одну и ту же тему с разных точек зрения. Автор идеи приглашает всех желающих присоединиться к совместной разработке урока.

"Поначалу было даже страшновато...", - признается Коробейникова Татьяна в рефлексии. "Не скрою, на первом этапе было сложно, возникали разные чувства, например, чувство собственника урока. Но когда сумела это преодолеть, вы не поверите, испытала чувство ребенка, открывшего для себя что-то новое. Это было открытие в самой себе." - пишет Митрясова Елена. На самом деле, нужна некоторая смелость, чтобы отдать "на растерзание" идею, которая уже сформировалась. А задача тех, кто присоединяется к работе - подхватить, сберечь идею автора, развить те задумки, которые изначально были заложены. Такая форма работы дает большие возможности, но в то же время и ограничивает, ведь участники Мастерской не создают урок "с нуля", а только отшлифовывают его.

Совместная разработка коллекций и подборок материалов к урокам является своего рода отчетом о росте мастерства и сплоченности участников сообщества. В коллекции участники предлагают лучшие фрагменты, иллюстрирующие технологию ведения урока с применением ИКТ. Таких коллекций у нас немало и все они легли в основу "конструктора мультимедийного урока".

Эти авторские и коллективные подборки созданы по инициативе участников сообщества, когда было решено собрать банк наиболее удачных методических приемов, используемых на уроке с применением ИКТ.

Публикация авторских материалов участников в библиотеке сообщества - не самоцель, а возможность поделиться своим опытом и идеями. Разработка представляет собой полный пакет материалов к уроку: подробный конспект, презентационное сопровождение, раздаточные материалы и т.д., что позволяет говорить об авторских мини-технологиях, представленных сообществу.

Чем более популярным становится сообщество, чем выше мастерство участников, тем больше посетителей приходит за разработками уроков. Творчество учителя и готовые разработки - нет ли здесь противоречия?

Готовые уроки опытных авторов в основном пользуются популярностью у тех учителей, кто еще только "пробует на вкус" новые технологи, определяя вектор своего будущего движения. Мы считаем этот этап важным, учителю необходимо определиться в методике, определить то, что ему ближе, найти свой стиль ведения урока. Цель нашей совместной деятельности - создание ПРОДУКТА в поддержку индивидуального стиля работы учителя.

Случается, что присланная разработка урока, которая кажется автору безукоризненной и возможно, является лучшим, что им сделано к настоящему времени, оказывается невостребованной в сообществе. Причин тому может быть несколько: недостатки в оформлении работы, в методическом сопровождении, в технологии предъявления мультимедиа, в дизайн-эргономике… Сообщество помогает взглянуть на материал со стороны, найти сильные и слабые стороны, развить достоинства и исправить недостатки. Подобная кропотливая работа над материалами дает свои очевидные результаты. Наши материалы публикуются не только в Интернет, но и в московском издательстве "Глобус". В сентябре вышел первый сборник разработок наших участников "Уроки математики с применением информационных технологий. 1-4 классы. Методическое пособие с электронным приложением".

Участие в профессиональных конкурсах дает возможность не только продемонстрировать свое педагогическое мастерство, но и перенять опыт коллег. Одним из самых ярких событий в истории ITN.RU стала Виртуальная Экспозиция - Мастерская мультимедийных уроков и занятий (ВиЭкс-М). "Для меня ВиЭкс-М-2007 - это целый ряд открытий: и уникальной возможности совместной творческой работы, и многих секретов успешного проведения мультимедийных уроков. Уверена, что все участники проекта взаимно обогатились, повысив свой профессиональный уровень, расширив дружеские связи." - пишет эксперт ВиЭкс-М Архипова Наталья Петровна. Этот опыт оказался полезным для наших участников еще и потому, что это позволило успешно подготовиться к профессиональным конкурсам в рамках ПНПО.

В сообществе созданы условия для самореализации и профессионального роста учителей, потому что планируют работу сами участники и личная заинтересованность лежит в основе мероприятий, проходящих в сообществе. Это позволяет нам решать самые актуальные проблемы, разрабатывать те материалы, которые в данный момент наиболее востребованы.

На ИТН нам не хватает главных участников образовательного процесса - детей. Этим летом открыт новый проект - Nachalka.com с целью объединения детей, родителей и учителей начальной школы на одной творческой площадке, использования в целях воспитания и обучения детей лучших и самых современных интернет-технологий: Google Docs, MindMaps, Wiki, блогов, социальных закладок, потокового видео и др. Естественно, первые усилия были направлены на освоение тех технологий, которые обеспечивают сетевое взаимодействие участников сообщества. Для этого созданы подшивки материалов, посвященных социальным сервисам, открыта творческая мастерская.

В настоящее время открывается много новых детских социальных сетей и детских площадок. "Началка" отличается от них тем, что главная цель обучение и развитие, а не развлечение.

Все, что здесь происходит, инициируется участниками. Первый интересный проект - фотогалерея. Она создается для обмена фотоматериалами, предназначенными для использования в качестве иллюстраций на уроках в начальной школе, включая использование в печатных публикациях учителей. Фотоархив можно использовать как для разработки презентаций и слайд-шоу, так и непосредственно на уроке. Уже высказаны идеи по проведению проектов с использованием этих фотоматериалов. Сюда можно отправить и детей на поиски нужных картинок, не опасаясь того, что им на глаза попадется нечто для них не предназначенное. Одно из важнейших условий, предъявляе-мых к проекту, - безопасность детей, посещающих эту площадку.

В библиотеке обобщены результаты нашей совместной деятельности за последние два года. Библиотека организована по принципу социальных закладок по тематике начальной школы. Здесь есть коллекция мультимедийных уроков, отдельных модулей, проектов, статей и других материалов. У участников есть возможность рейтинговать и комментировать материалы, добавлять собственные ссылки.

В кинозале можно посмотреть учебные фильмы и слайд-шоу, созданные детьми, их родителями и учителями, а также мультипликационные, художественные и документаль-ные фильмы по программе начальной школы. Уже сейчас эти фильмы используются для организации внеклассной работы по чтению и окружающему миру.

На "Началке" открыты первые авторские блоги: "ИКТ в начальной школе", "Проектная деятельность в начальной школе", "Родителям первоклассников". Блоги позволяют авторам рефлексировать, систематизировать накопленный опыт, обобщать результаты самообразования, саморазвития и делиться результатами своего труда с коллегами. Написанное в блоге не претендует на истину в последней инстанции - это не научная статья (а только, возможно, наброски к ней). Это лишь возможность не потерять, а сохранить и поделиться тем опытом, теми большими и маленькими находками, которыми мы столь богаты, и которые мы столь расточительно теряем, откладывая "на потом" осмысление, систематизацию, обобщение.

Этот сайт - открытый проект. Каждый участник самостоятельно может выбрать одно или несколько интересующих его направлений деятельности. Сетевое взаимодей-ствие строится на основе прецедента, события, познавательной потребности участников (новый материал, педагогическая проблема, проект и т.д.) Все условия для взаимодейст-вия есть: общее информационное пространство; высокие технологические возможности системы управления сайтом; высокая мотивация участников, основанная на возможности выстраивания индивидуального пути саморазвития.

Мы рады новым участникам, мы все новички, ведь мы стоим в самом начале пути, поэтому приглашаем к сотрудничеству всех желающих. "Вместе весело шагать!" - любят говорить у нас. Впереди много открытий, но много и препятствий, которых не преодолеть в одиночку. Работы столько, что хватит на всех и еще останется. Присоединяйтесь!

Литература

  1. Драхлер А. Б. "Сеть творческих учителей". - М.: БИНОМ. 2008
  2. Материалы портала Сеть творческих учителей
  3. Материалы сайта Nachalka.com