Рейтинг@Mail.ru

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ИЛИ ЧЕМУ НАС НАУЧИЛ ПРОЕКТ ИСО

Авдеева Светлана Михайловна

руководитель проекта ИСО

Учебные материалы нового поколения или чему нас научил проект ИСО

Перед российской школой стоит непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в информационном обществе, которое только начинает формироваться, дать школьнику актуальные навыки для продуктивной деятельности в условиях экономики, основанной на знаниях, детали которой нам только предстоит разрабатывать и возможности которой мы решаем реализовывать.

Если разработчики содержания общего образования и лучшие педагоги индустри-ального общества ясно видели новые горизонты нашей жизни и стремились включить в школьные предметы те знания, которые для этой жизни необходимы, то сейчас ситуация очень быстро меняется, и никто не может с полной определенностью сказать, какие именно знания и компетентности понадобятся выпускнику школы через десять лет. Единственный выход состоит в том, чтобы обеспечить выпускников школы способностью самим осваивать новое, учиться в течение всей жизни. Ключевым элементом нынешнего образования становится формирование у каждого выпускника способностей учиться, мыслить и действовать самостоятельно, делать собственный выбор и нести за него ответственность, решать нетрадиционные задачи, используя приобретаемый опыт. То есть те умения и навыки, которые еще 15-20 лет назад формировали в полном объеме лишь элитные школы, сейчас должна формировать массовая школа.

Именно для достижения перечисленных выше знаний и компетентностей в проекте "Информатизация системы образования" разработаны учебные материалы нового поколения:

  1. Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) [1],
  2. Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК).
  3. Информационные источники сложной структуры (ИИСС).
  4. Инструменты поддержки учебного процесса.
  5. Инструменты организации учебного процесса.

Вместе они создают содержательную часть информационной образовательной среды школы.

Разработанные учебные материалы нового поколения мотивируют учителя к использованию современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе. При их разработке учитывались как существующие варианты технического оснащения образовательных учреждений, так и перспективные.

Наборы цифровых образовательных ресурсов

Самыми близкими и востребованными учителем на сегодняшний день стали наборы цифровых образовательных ресурсов, дополняющие учебники с грифом Министерства образования и науки России:

Наборы ЦОР к учебникам прошли апробацию в условиях реального учебного процесса в 2007-2008 г.г., переданы в каждую школу проекта ИСО [2] на компакт-дисках, остальным школам РФ доступны через Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов по адресу: http://school-collection.edu.ru.

Совсем другими по результатам, задачам и ожиданиям стали разработки инновационных учебных материалов - инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) и информационных источников сложной структуры (ИИСС).

Информационные источники сложной структуры

Обеспечение базовых учебных предметов общеобразовательной школы информа-ционными источниками сложной структуры (ИИСС) - одно из важных направлений в работе по созданию учебных материалов нового поколения в проекте ИСО.

Под информационным источником сложной структуры понимается цифровой образовательный ресурс, основанный на текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и т.п., с соответствующим учебно-методическим сопровождением. Такой ресурс помогает ученику и учителю разобраться в какой-то конкретной теме или разделе школьного предмета. ИИСС может также использоваться в дополнительном образовании и межпредметных областях. При реализации новых требований к системе образования, сформулированных А.А. Фурсенко в его выступлениях, посвященных "Экономике знаний", непременным и обязательным условием при организации учебного процесса в школе является более глубокое освоение каждым школьником того предмета, который ему интересен. Апробация этих ресурсов была проведена во второй и третьей четвертях 2007-2008 учебного года. Доработанные по результатам апробации ресурсы размещены в Единой коллекции ЦОР.

Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК)

ИУМК - это структура более сложная, чем просто учебник или традиционный учебно-методический комплект. Под инновационным учебно-методическим комплексом разработчики проекта ИСО понимают полный набор средств обучения, необходимых для осуществления учебного процесса по данному предмету (или данному образовательному направлению), который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в условиях информационного общества.

Разработчики проекта ИСО прежде всего ориентировались на формирование современных компетентностей, среди которых:

С начала 2007-2008 учебного года базовые элементы ИУМК используются в школах - апробационных площадках регионов проекта ИСО, а с нового учебного года (2008-2009 уч. год) доступны всем школам РФ.

Подавляющее большинство предметных областей школьной программы обеспечены учебными материалами нового поколения, разработанными в проекте ИСО:

Степень покрытия Базисного учебного плана (БУП) учебными материалами

Все типы учебных материалов нового поколения, разработанные в проекте ИСО технически совместимы и концептуально связаны, учитель получает полный комплекс учебных материалов, позволяющий использовать тот или иной цифровой ресурс и инструмент поддержки учебного процесса в его практической деятельности.

Сегодня, после полуторогодовой апробации учебных материалов в условиях реального учебного процесса можно с уверенностью говорить о том, что в проекте разработаны образовательные ресурсы, представляющие интерес для широкого круга пользователей, которые могут использоваться всеми участниками образовательного процесса: учителями при подготовке и ведении занятий, учащимися на уроках и для самостоятельных занятий, методистами, разработчиками учебно-методических материалов, родителями.

Реализация проекта показала критическую важность высококачественного постоянного экспертного сопровождения конкурсов на разработку учебных материалов на всех этапах их создания и апробации. Выполнение этой работы требует привлечения кадров высшей квалификации, которые способны, с одной стороны, обеспечить реальный контроль качества разработки на всех этапах ее проведения, а с другой стороны, оказать разработчикам необходимую консультационную помочь. Кроме этого, привлекаемые эксперты должны иметь специальную подготовку в области педагогического проектирования и оценивания. Проект показал, что в настоящее время в нашей стране ощущается острый дефицит таких специалистов. Поэтому целесообразно планировать специальные мероприятия для их подготовки в случае проведения следующих конкурсов на разработку инновационных учебных материалов.

Все разработанные в проекте учебные материалы нового поколения с 1 сZXентября 2008 г. доступны общеобразовательным учреждениям РФ через Единую коллекцию ЦОР. Несмотря на то, что реализация проекта ИСО была завершена в июне 2008 г., работа по развитию и поддержке Единой коллекции будет продолжаться в рамках Федеральной целевой программы развития образования.

Внедрение учебных материалов нового поколения в школы

Комплекс мероприятий по внедрению учебных материалов в практику работы массовой школы в проекте ИСО проводился с сентября 2007г. Анализ опытной эксплу-атации и тенденций в использовании цифровых образовательных ресурсов показывает, что новые учебные материалы сами по себе не будут приводить к изменению образовательного процесса с достижением нового качества образования. Это связано с тем, что системное внедрение учебных материалов нового поколения предполагает появление новых педагогических практик, глубокие изменения в укладе и работе образовательного учреждения, в целях и содержании образования. Поэтому внедрение учебных материалов нового поколения в практику работы массовой школы является одной из основных задач, направленных на подготовку выпускника школы, конкурентоспособного на современном рынке труда.

Решение этой задачи предусматривает ряд мер, среди которых необходимо выделить прежде всего методическое сопровождение разработанных в проекте ИСО материалов педагогами в очной, очнозаочной и дистанционной формах, а также поддержку и распространение новых педагогических практик, возникающих в процессе освоения и использования этих материалов.

Внедрение учебных материалов нового поколения включает пять основных направлений:

  1. Информирование о разработанных цифровых ресурсах и учебных материалах, выложенных в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru) и региональные хранилища.
  2. Подготовка методистов и преподавателей системы повышения квалификации педагогов.
  3. Методическая поддержка учителей-предметников по работе с учебными материа-лами и Единой коллекцией ЦОР.
  4. Разработка материалов для оценки учебных достижений школьников.
  5. Мониторинг качества работы учителей и результативности программ внедрения инновационных педагогических практик посредством использования учебных материалов нового поколения.

Работы по первому направлению проходят на всех уровнях: федеральном, региональ-ном и муниципальном. Для педагогов, методистов и администраторов образовательных учреждений Российской Федерации проводятся видеоконференции, видеотрансляции; тематические Интернет-форумы, посвященные перспективам внедрения учебных материалов нового поколения в практику школы. Созданы и поддерживаются сетевые сообщества учителей-предметников (www.openclass.ru), на сайтах которых можно найти примеры разнообразного использования материалов проекта в школьном образовательном процессе, учебные проекты, в которых были использованы ресурсы Единой коллекции ЦОР и информационные сервисы, позволяющие полноценно использовать возможности ИКТ в профессиональной деятельности педагогов.

В регионах проекта ИСО методисты межшкольных методических центров проводят семинары с педагогами и администраторами по новым поступлениям цифровых образовательных ресурсов в медиатеки, организуют знакомство с ними в различных интерактивных формах (ярмарки педагогического опыта, дни открытых дверей, мастер-классы учителей-апробаторов и т.д.) Кроме материалов, доступных в Единой коллекции ЦОР, создаются региональные хранилища ресурсов, имеющие, с одной стороны, полные "зеркала" Единой коллекции ЦОР, а с другой стороны - специфический региональный контент, включающий в себя разработки методистов и педагогов региона и отражающий запросы именно региональной системы образования.

Наполнение Региональных хранилищ удешевляет трафик, тем самым облегчая доступ педагога к ресурсам предметных тематических коллекций, и способствует включению педагогов в активное использование и разработку новых ресурсов, прежде всего методических.

Для подготовки методических кадров системы повышения квалификации и методического сопровождения педагогов в работе с учебными материалами нового поколения в проекте разработаны принципиально новые программы повышения квалификации (совместно с исполнителями - Центром образования "Технологии обучения", г.Москва, и Лабораторией модернизации образовательных ресурсов, г.Самара) для подготовки предметных "сетевых" методистов. Программы имеют модульный характер и призваны выполнять роль своего рода карты и путеводителя по обширным ресурсам, разработанным как в проекте ИСО, так и за его пределами. Задача этих программ - соединить для учителя-предметника возможности современных образовательных технологий, позволяющих достигать новые образовательные результаты учащихся, и средства, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями; научить осознанно выбирать те или иные ресурсы под конкретные педагогические задачи.

Совершенно очевидно, что освоить весь массив разработанных в проекте ресурсов, предлагаемых по различным предметным областям, в короткий срок обучения учитель будет не в состоянии, да это и не нужно. Важно, чтобы по мере знакомства и использования цифровых ресурсов в каждодневной работе, на уроках, в проектной деятельности или в рамках кружков и секций, он имел возможность эффективно проконсультироваться со специалистом по возникающим у него вопросам. Для этой цели, с одной стороны, организуется методическая поддержка в регионах, с другой стороны, авторы-разработчики инновационных учебно-методических комплексов готовят специальные сайты по сопровождению внедрения своих разработок в школьный образовательный процесс.

Для школ и педагогов, начинающих использовать материалы проекта ИСО в своей профессиональной деятельности подготовлены и изданы 2-а методических пособия [3] и рекомендации по внедрению разработанных ЦОР в практику работы школ. В пособия вошли материалы, которые ориентированы непосредственно на педагогов и администраторов школ. Они призваны помочь освоению типовой методики внедрения информационных образовательных ресурсов в практику работы образовательного учреждения и включают в себя подробное изложение материалов, касающихся нормативного обеспечения процесса внедрения учебных материалов нового поколения, а также рекомендации для методистов по оказанию методической и консультационной поддержки педагогам с использованием всех возможностей современных технологий.

Для оценки достижений школьников в области ИКТ-компетентности разработан специальный инструмент, который был апробирован на 52 000 учащихся школ. При разработке инструмента ИКТ-компетентность учащихся рассматривалась не только (и не столько) с точки зрения формирования технологических умений и навыков. Прежде всего оценивались способности учащихся использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией, умение искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, и анализировать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Инструменты для оценки компетентности учащихся в предметных областях еще следует разработать.

Пилотное внедрение учебных материалов в регионах проекта ИСО подтвердило тот факт, что реализация любого широкомасштабного проекта в современной школе неизбежно столкнется с тенденцией его формального исполнения, рапортов о выполнении и перевыполнении, достижения "всеобщей информатизации" досрочно и т.п. Это дополняется стремлением отдельных работников образования в регионах упростить любые процедуры (например, обойтись имеющимися программами повышения квалификации и действующими службами сопровождения и т.д.). Для минимизации этих рисков необходим объективный мониторинг результативности программ внедрения учебных материалов нового поколения и инновационных педагогических практик, а также внешняя, в том числе, обязательно и общественная оценка процесса внедрения.

Многочисленные исследования и опыт пилотного внедрения учебных материалов подтверждают, что простое распространение информации об учебных материалах нового поколения (публикации в методических изданиях, доклады на педагогических и научно-методических конференциях, и т.п.) и самих этих материалов, растиражированных на компакт-дисках или выложенных в Единую коллекцию ЦОР - малоэффективно. Точно также как бы хорошо ни было организовано повышение квалификации педагогов с целью ознакомления с этими материалами, оно не приводит к их освоению и регулярному использованию в школе.

Кроме того, сложный процесс внедрения инновационных учебных материалов не может быть произведен силами только самого образовательного учреждения, поскольку оно приводит к изменениям в структуре, функциях и порядке его работы. А современная служба методического сопровождения и повышения квалификации педагогических кадров не может на настоящий момент адекватно требованиям времени решать задачи внешней поддержки процессов системных изменений в образовательных учреждениях [4].

С другой стороны, все образовательные учреждения имеют много общего, что позволяет выработать типовые решения и использовать их при внедрении в конкретных образовательных учреждениях.

Поэтому решение проблемы полноценного внедрения инновационных учебных материалов с цифровой составляющей возможно только с помощью комплексного проекта, обеспечивающего единые подходы к внедрению и реализующегося с учетом специфики образовательных учреждений РФ.

Процесс внедрения инновационных материалов в учебный процесс отдельных школ начался, и уже наблюдаются положительные изменения в работе учителей, использующих учебные материалы нового поколения. Новое всегда интересно, особенно если это новое даёт возможность эффективного развития и гарантирует улучшение в областях его внедрения. Мы на полученных примерах можем гарантировать улучшение качества образования с применением новых учебно-методических материалов, разработка которых явилась стержнем реализации проекта "Информатизация системы образования".

  1. Расширяющие учебники/УМК, рекомендованные (допущенные) к использованию в учебном процессе.
  2. Республика Карелия, Красноярский, Пермский, Ставропольский и Хабаровский края, Калужская и Челябинская области.
  3. А.Ю. Уваров, Г.М. Водопьян. Распространение инновационных учебно-методических материалов., Москва, Университетская книга, 2008 г.
  4. В производственной сфере системное внедрение информационных технологий является отдельным бизнес-процессом, с планированием, финансированием и специальными исполнителями (системными интеграторами), поэтому не правильно рассчитывать на то, что в отдельной отрасли «Образование» можно обойтись без такого процесса.