Рейтинг@Mail.ru

РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К РАННЕМУ ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ

Могилев А.В.

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой новых информационных технологий и средств обучения Воронежского педагогического университета, академик АИО и АПСН, эксперт TACIS, Intel, Microsoft, НФПК

1. Введение

Прежде чем говорить о методических подходах, целесообразно определить, что это такое, предложить какую-то систематику в их рассмотрении. Словосочетание «методический подход» интуитивно ясен практическим учителям. Они легко могут отличить один от другого комплекс идей, лежащие в основе различных авторских курсов, сопоставить и оценить их. Однако для нас важно ввести некоторые параметры, позволяющие точно и, главное, инвариантно и воспроизводимо описывать эти методические подходы. Для обучения информатике (как и для других дисциплин) можно выделить следующие параметры учебного процесса

  1. соотношение активности и ответственности учащихся, с одной стороны, и учителя, с другой;
  2. акцент на передаче теоретических знаний или формирование опыта совместной деятельности в информационной среде;
  3. уровень и модель использования средств вычислительной техники и программного обеспечения на уроках;
  4. соотношение собственно обучения как передачи знаний и развития познавательных процессов учащихся;
  5. уровень вовлечения в процесс обучения родителей и других взрослых (особенно при выполнении домашних заданий);
  6. характер учебной деятельности при выполнении домашних и внеклассных работ

Этот список далеко не полон, но мы постарались выделить в нем то, что нам представляется наиболее важным с точки зрения разрешения кризиса качества, в котором оказалось российское образование.

«Качество образования» – ныне очень широко распространенное, часто встречающееся словосочетание. Понимается оно по-разному. Кто-то думает, что это оценки (точнее, «отметки»), получаемые учащимися. Кто-то считает, что качество образования измеряется баллами, полученными в ходе ЕГЭ. Мы же (и не только мы, но и группа исследователей, проводящих сравнительное изучения качества образования в различных странах по общим названием PISA) исходим из того, что качество образования – это проявляющаяся в решении прикладных, практических и повседневных задач способность применять полученные на уроках знания.

В нашем определении качества образования отражено, что образование может быть некачественным по разным причинам:

  1. учащиеся не получают прочных знаний в процессе обучения;
  2. знания, которые получают учащиеся, неприменимы для решения прикладных, практических и повседневных задач.

Кризис качества в российском образовании связан в первую очередь со второй причиной. Знания, может быть, наши школьники и получают, однако они носят такой характер, что применить их на практике, иначе, чем вне процесса обучения, невозможно. Получается, что образование, став общей социальной потребностью, непосредственно не связано с успехом. Все это приводит к девальвации знаний как ценности и «включает» причину 1 снижения качества образования: трудно заниматься тем, что кажется ненужным и бесполезным. Мотивация к получению знаний у учащихся школы тает на глазах.

2. Текущее состояние преподавания информатики в начальной школе

Чрезвычайно трудно освещать этот вопрос без того, чтобы не обидеть кого-либо из авторов-разработчиков курсов информатики для начальной школы. А обидеть кого-либо из авторов совершенно не входит в наши планы, т.к. мы сами относимся к этой категории людей и знаем, насколько легко обидеть, что называется, художника, особенно если не разобраться в тонкостях замысла, вкладываемого им в разработанный учебный курс.

Самый простой способ для нас выйти из положения – дать некую характеристику методических подходов, реализуемых в известных учебных курсах. В соответствии с введенными нами характеристиками методических подходов, можно выделить

  1. курсы, которые основаны на передачей педагогом знаний из сферы информационной подготовки учащимся на уроках. Оказывается, таких курсов большинство. Лишь небольшое число курсов, основанных, например, на системе развивающих заданий типа курса А.В.Горячева, нельзя отнести к этой категории.
  2. курсы, которые концентрируются на изложении знаний об информации и информационных процессах (т.н. вопросах теоретической информатики) уже в начальной школе. Многими известными авторитетами считается, что выдвижение на первый план компьютера в курсе по нынешним представлениям об информатике неверно. Компьютер всего лишь инструмент, а курс информатики стараются подавать как фундаментальный общеобразовательный курс, а не как технологический. И это тем более не приемлемо для курса, предназначенного учащимся начальной школы

Однако не слишком ли рано для фундаментального общеобразовательного курса в 1-2 классе? И к тому же ссылка на нынешние представления об информатике и то, как «стараются подавать» курс информатики неубедительны в применении к начальной школе.

Логичное, природосообразное построение начального курса информатики таково: СРЕДСТВА (СРЕДА) -> ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -> ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА -> ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Такая организация курса продиктована не абстрактными соображениями о том, что важнее, и не о логических приоритетах в структуре учебного материала, а требованием природосообразности в обучении младших школьников, учетом механизмов интериоризации в русле теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина-Талызиной. Дети приходят на первый урок с установкой на компьютеры, такая же установка, кстати, сейчас и у президента страны. Компьютеры стоят в классе, у многих компьютеры дома – и пытаться объяснять им, что информатика – это совсем другое, пытаться отвлечь внимание детей от компьютера – совершенно бесперспективная затея. Рассчитывать на механизмы произвольного внимания в этом возрасте не приходится. Вообще сам по себе подход к обучению информатике, когда компьютер задвигается на задний план, может быть и был оправдан в годы, когда компьютеров в школе не было, но тогда учителя пытались, как говорится, говорить о вкусе устриц, никогда их не пробовав. Сейчас ситуация заметно изменилась, и рассуждать о том, что компьютеры, собственно и не нужны пытаются лишь те адепты абстрактного подхода, которые попросту не знают современного компьютера и информационных технологий и не владеют ими.

Однако и делать такой уж явный упор на компьютер, а такой методический подход существует, было бы неверно. Когда новизна в результате достаточного знакомства с ним пройдет, произойдет интериоризация компьютера как объекта, он начинает применяться в технологической ипостаси, ориентированной на деятельность учащихся с использованием компьютера. Кстати, не нужно думать, что здесь идет лищь технологическая подготовка учащихся. Главное внимание следует уделять формированию учебной деятельности с использованием компьютера – а это необходимое условие формирования культуры. Это называется деятельностным подходом. А вот если сразу начинать с разглагольствований о культуре и об информации, это бы не было деятельностным и тем более личностно-ориентированным подходом.

Затем, когда деятельность сформирована и становится рутинной, происходит следующая интериоризация (деятельности), и теперь на нее можно опираться при формировании понятий информационной картины мира – информации, информационного процесса. Вот собственно в таком систематическом, пирамидообразном виде информационная подготовка и является информационной культурой, охватывающей знания, деятельность и ценности (убеждения).

Выскажу для многих тривиальную, но для классиков обучения информатике совершено крамольную мысль: обучение информатике должно быть неразрывно увязано с компьютерным классом. Как же так, говорят специалисты, ведь не везде же имеются компьютеры и созданы условия для раннего обучения информатике в компьютерном варианте. Ответим им так: давайте позаботимся о случае, когда такие условия созданы, для того, чтобы оправдать потраченные средства и усилия. И забудем о тех, кто не создал условий для обучения и ждет, что его подождут, планку требований снизят, проблема развития учебного курса будет решена за счет тех и в ущерб тем тех, кто стремится вперед. Пусть отстающие перестанут тянуть всех назад.

В отличие от многих предметов обучение информатике должно начинаться с освоением правил поведения в кабинете информатики, отличных от правил поведения в других кабинетах.

Относительно упора на правила поведения могу заметить, что они чем-то похожи на правила поведения в различных предметных кабинетах, но есть и отличия.

  1. детей младших классах не водят по предметным кабинетам, они обычно занимаются в постоянном своем классе, и только на уроки информатики их отводят в компьютерный класс
  2. нахождение в компьютерном классе представляет особую опасность для учащихся младшей школы, обычно очень подвижных и неспособных произвольно контролировать свое поведение; отмечу, что в компьютерных классах в непосредственной доступности для детей находится оборудование и провода под смертельно опасным напряжением 220 вольт, кроме того, при неосторожном обращении дорогостоящее оборудование может быть повреждено. НИГДЕ БОЛЬШЕ, НИ В КАКОМ ШКОЛЬНОМ КАБИНЕТЕ ТАКОГО НЕТ.

3. Камо грядеши?

Собственно, мы уже начали отвечать на вопрос «куда мы идем»?

Перспективный подход к обучению информатики должен быть направлен на реализацию следующих целей обучения информатике:

В соответствии с образовательными ступенями и возрастной периодизацией формирования психической сферы учащихся методики обучения информатике различных ступеней имеют следующую направленность:

СтупеньНаправленность. Педагогическая задача
1Приоритет общего развития психической сферы ребенка. Развитие восприятия, внимания и мышления детей дошкольного возраста, формирование у них представлений о значении информационных технологий, элементарных навыков работы с компьютером (восприятия графической информации с экрана монитора, управления мышью), первоначальное знакомство с компьютером.
2Приоритет интеллектуального развития школьников. Развитие логического и комбинационного мышления, начал алгоритмического мышления у детей 6-9 лет, навыков работы с компьютером (восприятия информации с экрана, ее анализа, управления мышью и клавиатурой) и креативной деятельности с использованием компьютера, формирование понятий информации и информационного процесса, представлений об информационной картине мира, о значении информации, информационных технологий в обществе, знакомство с функциональной структурой компьютера и его основными устройствами, основными приемами работы в среде Windows, со стандартными приложениями Windows для вычислений, редактирования текста, создания графических изображений, знакомство с возможностями сетей и Интернет, подготовкой, отсылкой и получением электронных сообщений, просмотром Веб-страниц развивающего и учебного содержания.
3Приоритет формирования у школьника 10-11 лет основ информационного мировоззрения. Формирование основ информационного взгляда на мир, алгоритмического мышления. Углубление знаний о ПК, навыков работы в среде Windows. Знакомство с современными информационными технологиями обработки текстов, графики, вычислений на ПК, ресурсами и возможностями сетей и Интернет. Ознакомление с информационной стороной жизни общества.
4Приоритет формирования у школьников общекультурных навыков информационной деятельности. Углубление знаний о ПК, навыков работы в среде MS Windows. Формирование базовых навыков обработки текстов, табличных вычислений и деловой графики, хранения и поиска информации в базах данных, создания мультимедиа-презентаций на основе программного обеспечения MS Office. Углубление знаний и опыта использования Интернет. Обобщение представлений об информации, информационных процессах и информационной картине мира в изучении основ теоретической информатики. Знакомство с принципами программирования на языке высокого уровня. Формирование представлений о технологиях создания программного обеспечения. Ознакомление социальными последствиями информатизации общества.

Большую проблему для учащихся начальной школы при изучении информатики составит большой объем терминов-понятий, как правило имеющих множество синонимов на русском и английском языках, например «компьютер» – «электронно-вычислительная машина». Не каждый ребенок запомнит такое длинное словосочетание и уж, тем более, его выговорит. Стоит ли знакомиться с такими понятиями, выучивать их и произносить?

Не будем забывать о необходимости упражнений по формированию информационной культуры: восприятие, проговаривание, запоминание и воспроизведение новых сложных слов, понятий. Такого рода психическая деятельность по своей природе информационная.

Учитель информатики эти слова выговорить сможет, а дети у него постепенно научатся. Упоминание таких терминов имеет еще и такое значение: показать процесс формирование терминов во времени, преемственность в тезаурусе информатики, а также указать на русские аналоги англоязычных терминов. Во многих книгах, например у братьев Стругацких, с которыми могут столкнуться дети, используется еще этот термин.

Многие моменты в курсах начальной информатики оказываются декларативными – рассказать, как именно компьютер помогает лечить, создавать и писать, нет возможности на уровне существующих к этому моменту знаний у обучаемых. Необходимо иметь ввиду, что изучаемый материал может быть проиллюстрирован видеофильмами, книгами, встречами со специалистами, экскурсиями. Не следует рассматривать курс, учебное пособие по нему как некий талмуд, в котором сосредоточена вся мудрость мира, и кроме которого не нужно больше ничего. Подход к обучению должен быть ОТКРЫТЫМ.

В младшей школе возникает еще одна проблема, связанная с качеством образования. Согласно исследованиям психолога В.Н.Могилевой происходит размывание ведущей деятельности для детей всех возрастов. Если в соответствии с типологией, сложившейся в 1960-70е годы, в младшем школьном возрасте ведущей являлась учебная деятельность, то теперь она сильно смешивается с игровой деятельностью, считавшейся характерной для дошкольного возраста, и интимно-личностным общением, к которому ранее переходили в подростковом возрасте. Такое размытие границ и смешение типов ведущей деятельности вызвано, с одной стороны, с тенденцией к более раннему началу обучения, которое происходит теперь зачастую в 3,5-4 года (так, во многих школах ведется прием в начальные классы на основе умения быстро читать и считать, решать логические задачи, что требует от родителей организации ранней подготовки детей, приводит к усложнению программы воспитания в детских садах). Кроме того, дети существуют теперь в значительно более насыщенной информационной среде, чем это было в 1960-70е годы, так что их непроизвольное обучение, «впитывание» знаний из информационной среды начинается очень рано и идет более интенсивно. Поскольку информационная среда насыщена социальной и политической информацией, сдвигаются вниз сроки социализации (социального созревания) детей.

В то же время период, когда ведущей деятельностью является игра, также сдвигается из дошкольного периода по возрасту детей вверх. Обусловлено это изменением и усложнением профессиональной деятельности родителей, которую моделируют дети в своих играх. Например, если в 1960-70е годы понятно, как было играть в шофера и продавца, то как теперь играть в менеджера и экономиста? Кроме того, в течение всего школьного возраста в досуге детей усиливается компонента, связанная с компьютерными играми, приводя вообще к виртуализации мира ребенка, консервации игры как ведущей деятельности. В результате дети приходят в начальную школу значительно более подготовленными, когнитивно и социально более развитыми, чем раньше, но их ведущая деятельность сохраняет игровой и активный характер.

Все это усложняет или делает вообще невозможными обучение на основе традиционной репродуктивной парадигмы, или парадигмы передачи знаний учителем ученику. И в российском образовании вообще и в младшей школе в частности становится все более актуальным переход к парадигме совместного приобретения знаний. К этой парадигме относится широкий спектр методических подходов, включающих проектное обучение, обучение в процессе решения проблем и т.д.

Наибольше перспективы и ценность имели бы такие курсы (модули) информатики в начальной школе, которые бы обобщали значительную информационную подготовку младших детей, полученную в ходе непроизвольного «впитывания» знаний из повседневной информационной среды, наблюдения за компьютерными занятиями старших детей и родителей, компьютерных игр, и при этом:

  1. предполагали перенос ответственности и активности на учащихся;
  2. акцент на формировании опыта совместной деятельности в информационной среде;
  3. высокий уровень использования средств вычислительной техники и программного обеспечения на уроках, при этом в модели, когда не проводится фронтальной работы за компьютерами, а средства ИКТ используются в рамках группового разделения труда;
  4. процессы развития познавательных процессов учащихся преобладают над собственно обучением;
  5. не предполагается сильного вовлечения в процесс обучения родителей и других взрослых (особенно при выполнении домашних заданий). Отметим, что развитие многих традиционные учебные курсы начальной школы практически пришло к тому, что ребенок выполняет значительные по объему и рутинное по характеру, ориентированное на автоматизацию навыков домашние задания под тотальным контролем неработающего родителя или репетитора.
  6. учебная деятельность при выполнении домашних и внеклассных работ носит творческий и групповой характер.

Очевидно одно – обучение информатике в начальной школе должно вестись на основе инновационного подхода, новизна которого состоит, в первую очередь, в отходе от чисто знаниевого подхода в обучении в школе вообще и в обучении информатике в частности, как изжившего себя. Кроме того, следует исходить из большого интегрирующего и метапредметного потенциала информатики, приоритета развития школьника перед собственно обучением, передачей знаний.

Если не учитывать возрастные особенности формирования младших школьников, не ориентироваться на приоритет развития, можно сделать учебное пособие, соответствующее всем общепринятым канонам и пожеланиям РАО и других экспертирующих организаций, но кроме них такое пособие может оказаться никому не нужным.