Рейтинг@Mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – РЕАЛЬНО? ПЕРСПЕКТИВНО?

Первин Юрий Абрамович

Российский социальный государственный университет, Переславль-Залесский

задать вопрос автору

1. Дистанционное обучение – это форма учебного процесса, в которой отсутствующие явно личные контакты преподавателя и обучаемого реализуются средствами информационных сетей и  информационно-коммуникационных технологий.

Учебный процесс в дистанционной форме – такой же сложный процесс, как и в очной форме, но организуемый на основе интерактивных информационных и коммуникационных технологий (что принципиально отличает его от заочной формы).

Определяющие, т.е. первичные, категории в педагогике – педагогические, а не технологические. Коммуникационные технологии – это лишь средства реализации задач обучения, воспитания, развития.

2. Широкое распространение новых,  дистанционных форм учебного процесса связано с задачами, которые ставит современное информационное общество, готовое предоставить для целей образования новые технологические инструменты.

В сегодняшнем обсуждении  интерес могли бы представить не вузовские центры дистанционного обучения, а школьные и межшкольные центры, ориентированные на учеников и учителей общеобразовательной школы.

Мнение «экспертов»: дистанционное обучение – это сфера профессиональной подготовки и повышения квалификации, высшее образование и, отчасти, старшая школа. Этот контингент

а потому дистанционное обучение ориентируется только на студентов и, в лучшем случае, школьников-старшеклассников.

3. Оспаривая отмеченные «границы» применений дистанционного обучения, будем опираться (конкретности ради) на многолетний опыт обучающего центра – Роботландского сетевого университета (http://www.botik.ru/~robot/ru/index.htm). Это Центр дополнительного информатического образования школьников (в том числе, младших) и школьных педагогов в составе НОУ «Роботландия+»

В поисках объяснений «удивительному» факту увлеченного и эффективного дистанционного образования младших школьников приходим к многомерности такого понятия как учебный процесс, характеризующийся целями, формами, методикой, средствами, методикой и содержанием.

4. Используемая терминология:

5. Примеры тем, изучаемых в курсе «Информатика для начинающих» (3-4 классы):

     Оба последних конкурса проводятся в режиме, близкому к реальному времени. Программные средства – стандартные почтовые программы.

6. Демонстрируются творческие проекты учащихся.

7. Поиски целей. В дистанционном обучении сформулированы цели, совмещаемые с целями базового образования. Единство целей имеет под собою основания, так как знаниевый фундамент дистанционного и современного базового образования общий. А если учесть, что в дистанционном центре во главу угла ставится конструирование завершенных программных продуктов, то оказывается, что дистанционное образование по целям тесно соприкасается с базовым еще и по так называемому компетентностному подходу, где итоговый педагогический эффект образования оценивается не в количестве знаний, накопленных учеником, а в его умении внедрять полученные знания.

8. Поиски содержания. Метод проектов ныне популярен. Формально проект в дистанционном учебном центре трактуется как завершенный программный продукт, отчетный по текущей теме. Правда, дети чаще относятся к своим проектам как к конкурсным произведениям, участвующим в очередном соревновании.

Тематика курсов дистанционного центра зависит от возможностей кадрового потенциала. При широких возможностях принципы работы центра легко распространяются на языковые, исторические, краеведческие и др. темы

Центральный критерий содержания курса – возрастной контингент учеников. В объявлениях о наборе на курсы Роботландского сетевого университета даютсяся возрастные рекомендации. Так, курс «Информатика для начинающих» нацелен на детей 3-4-ых классов, на курс «Компьютерного конструирования» записываются ученики 5-6 классов.

9. Поиски средств. Долю успеха Роботландского сетевого университета получил за счет оригинального инструментария. И программное обеспечение, и методические пособия для курсов Роботландского сетевого университета создали сотрудники Университета. Преимущества оригинальных программных и методических средств состоят не столько в относительной дешевизне стоимости обучения, сколько в том, что и программы, и книги исходно нацелены на конкретные курсы. Пособия дистанционного центра – это учебники нового поколения. Учебники, изданные в «твердой копии», имеют электронные версии. Их интерфейс продуман и ориентирован на возраст детей. Материал учебников построен из фрагментов разных жанров.

Пропорции между оригинальными программными средствами и стандартными системами программ меняются с возрастом детей: у младших преобладают оригинальные программные исполнители и конструкторы, старшим больше нужны стандартные редакторы, браузеры, языковые системы программирования.

10. Поиски форм. Ученики Роботландского университета – не индивидуальные студенты, а команды, собранные обычно из одного класса. Руководит командой учитель, находящийся в постоянном контакте с детьми. Чаще всего это учитель информатики. Руководитель команды – важнейшая персона дистанционного учебного процесса. Он преобразует интеллектуальный и методический потенциал дистанционного центра в коллективную деятельность учащихся. Заинтересованность учителя состоит в освоении новых методик, а также в сертификации деятельности: активные руководители команд получают удостоверения о повышении квалификации. Учителя имеют возможности публикаций, несколько наиболее активных руководителей команд защитили кандидатские диссертации.

Обучение в дистанционном центре рассчитано на коллективные формы учебной деятельности. Метод проектов органично использует коллективизм как стремление создать совместный, общий и единый полезный продукт.

11. Поиски методики. Главная методическая идея в дистанционном центре состоит в том, что дети конструируют программные продукты с помощью инструментов, которые встроены в пакеты, получаемые от куратора. В этой работе они усваивают основные свойства алгоритмов, способы информационного моделирования и основы информационной техники. На младших курсах в методике занятий преобладают игры.

Непременная часть дистанционного обучения – «перекрестные проверки»: команда должна проверить и проставить оценки для нескольких команд-однокурсниц. Таким образом, куратор имеет по каждой работе репрезентативное множество многокритериальных оценок, что обеспечивает объективность итоговой оценки.

У механизма перекрестных проверок есть еще одна педагогическая цель. Завершив работу и знакомясь с результатами перекрестных проверок, ученик возвращается к теме еще раз: теперь он может либо увидеть допущенные им погрешности, либо, наоборот, самоутвердиться, если он явно видит объективно оцененное качество его работы.

12. Итог: перспектива дистанционного обучения, которое в нынешней школе, отнесено к дополнительному образованию, – это ясный конструктивный, хотя и бесспорно постепенный переход к базовому образованию. И в этом переходе у начальной школы та же важная роль, что и сегодня – это пропедевтика школьных мировоззренческих курсов, формирующих стиль мышления молодого человека современного информационного общества.