Рейтинг@Mail.ru

ПОВТОРНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА В СРЕДЕ МЕДИАВИКИ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА ЛЕТОПИСИ.РУ

Патаракин Евгений Дмитриевич

Переславль-Залесский, доктор пед. наук, зав. лабораторией учебных коммуникаций, Институт Программных Систем РАН, координатор проекта Летописи.ру

задать вопрос автору

УЧЕБНАЯ СРЕДА СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВ

Новые сервисы  социального обеспечения, такие, как блоги, народные классификаторы и ВикиВики, радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети. Использование средств социального обеспечения, позволяющих создавать сетевой контент и отслеживать деятельность своего ближайшего сетевого окружения, ведет к децентрализации сетевого наполнения (Патаракин Е., 2006). Теперь каждый может не только получить доступ к цифровым коллекциям, но и принять участие в формировании собственного сетевого контента. В результате развития социальных сервисов в учебном и творческом процессе все чаще возникают ситуации, когда в совместной  работе над общим проектом  одновременно принимают участие множество независимых авторов. Наиболее показательным примером такого общего сетевого проекта является всемирная энциклопедия ВикиПедия, в рамках создания которой сотрудничают тысячи людей, живущих в разных странах и пишущих на разных языках.  Близким ВикиПедии по идеологии и технологии является учебный проект построения открытой и доступной для всех заинтересованных участников всероссийской учебной энциклопедии в среде Вики-Вики — «Время вернуться домой» или «Летописи.ру» — http://letopisi.ru  Этот обще-российский образовательный проект проводится в 2006 году по инициативе корпорации Intel и компании ТрансТелеКом.  «Летопись» использует те же принципы и тот же Вики-движок (МедиаВики http://www.mediawiki.org/), что и  ВикиПедия. Задача проекта — дать школьникам, студентам и преподавателям возможность вместе поиграть в Википедию — создавать коллективный гипертекст, соавторы которого собирают и представляют исторические события малых городов, поселков, сел и деревень России на протяжении 2006 года. Сетевой проект Летописи может рассматриваться в качестве варианта учебной оболочки, внутри которой можно эффективно реализовывать различные педагогические задачи. Одной из таких задач является освоение концепции повторного использования текста статей и кода программ.

Возможности ВикиВики

В ВикиВики реализована радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества. Это отличие делает Вики наиболее перспективным средством для коллективного написания гипертекстов, современной электронной доской, на которой может писать целая группа. Тем, кто встречается с Вики впервые, многое в этой среде кажется непривычным и удивительным. Странным кажется отсутствие таких привычных понятий, как «персональная веб-страница», «автор текста», «редактор и корректор сайта» и др.

В большинстве из современных Вики систем в качестве шаблона для выделения внутренних ссылок используются парные квадратные скобки. Следующее выражение является для анализатора однозначным указанием того, что далее следует [[Внутренняя ссылка]].

Вся система ВикиВики базируется на следующем простом правиле:

Имя статьи = внутренняя ссылка. 

ВикиВики может послужить примером педагогической технологии сотрудничества. У школьной доски действительно имеются серьезные плюсы. Прежде всего, доска является «дружественным средством» — в том значении термина, который использовал Иван Иллич [Illich I. 1973]. Каждый может использовать доску по своему назначению. На доске пишет учитель, на доске пишут и ученики. Они могут исправлять тексты, схемы  и рисунки друг друга. Все участники могут отталкиваться от уже нарисованного, зафиксированного содержания и добавлять новое содержание. Доска в этом случае является удачным примером общего ресурса, примером пространства, которое использует для коллективной деятельности группа людей. Преимущество такой электронной доски перед обычной школьной доской состоит в том, что все написанные на электронной доске высказывания всегда сохраняются. Если какая-то запись заменяется новой, то эта новая запись как бы приклеивается на доску поверх старой записи. При этом все предыдущие записи сохраняются. С одной стороны, это позволяет проследить историю изменений каждой из записей в базе данных Вики. С другой стороны, это гарантирует сохранность данных и определенную защищенность поля совместной деятельности от ошибочных или намеренных разрушительных действий.

Участвуя в написании общего гипертекста можно глубже понять принципы коллективной деятельности.  ВикиВики является сетевой самоорганизующейся системой, и может быть использована для освоения стратегий экологического мышления. Каждый член авторского коллектива в среде ВикиВики может выполнять свои простые операции. Эта новая модель сетевого взаимодействия может использоваться в педагогической практике для освоения учениками идей децентрализации и экологических стратегий. Совместные действия участников сетевых объединений зачастую носят стайный характер. Действиями отдельных игроков никто не руководит, но на основе их простого поведения формируется сложное групповое  поведение. Как правило, чем проще правила индивидуального поведения, тем более сложный характер имеет поведение всей группы. Мы должны не только дать участникам проекта простые и ясные правила, но и объяснить, почему эти правила используются, и показать, к каким результатам ведет использование правил и пренебрежение правилами. В учебной ситуации важно, чтобы объяснения были наглядны и соотносились с привычными и повседневными для участников  метафорами. В качестве таким наглядных метафор при представлении проекта «Летописи» мы используем метафору строительных кирпичиков, из которых можно собрать здание, машину или программу, управляющую поведением машины. Эта метафора наиболее последовательно воплощена в детском конструкторе Лего и новой учебной среде Scratch.

В МедиаВики используется метафора кирпичиков Лего, из которых даже самые маленькие дети могут собрать простейшие конструкции. Поскольку сама среда ВикиВики не слишком зрелищна, мы предлагаем использовать для демонстрации сборки страниц компьютерную среду Scratch. Учебная среда Scratch появилась совсем недавно и делает в настоящее время свои первые шаги. Это новая среда программирования, которая позволяет детям создавать собственные  анимированные и интерактивные  истории, игры и другие произведения. В Scratch можно создавать фильмы, играть с различными объектами, видоизменять их вид, перемещать их по экрану, устанавливать формы взаимодействия между объектами.  Это объектно-ориентированная среда, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно так же, как машины собираются из разноцветных кирпичиков в конструкторах Лего. Опыт и метафоры Лего-Лого в среде Scratch лежат на поверхности. Так же, как и в конструкторе Лего, команды Scratch хранятся в разно-цветных ящичках. Если мы посмотрим на содержимое ящичков повнимательнее, то увидим, что содержимое отличается не только цветом. Есть ящички, где большей частью лежат строительные блоки, которые можно объединять друг с другом. Это кирпичики для изменения внешнего вида объектов, управления звуками, перемещения объектов и рисования. Мы можем взять любой объект и осуществить над ним действия:

Рисунок 1 Кирпичики Scratch

Кирпичики Лего или кирпичики Scratch полезны и сильны не тем, что они просты, а тем, что для них определен точный стандарт, и они всегда совместимы друг с другом. Точно так же статьи внутри ВикиВики обретают мощь тогда, когда при их изготовлении мы следуем определенным стандартам. Мы можем собирать статьи из готовых блоков так же, как собирается программа из кирпичиков в языке Scratch.  Чаще всего внимание обращают на то, что в ВикиВики очень просто и очень быстро можно создать и разместить в сети новую страничку. При этом из зоны внимания выпадает то, что среда ВикиВики сильна именно взаимосвязями страниц и коллективностью усилий. То, что создано одним человеком, может быть в дальнейшем использовано другими людьми. Когда ученик или учитель добавляет в ВикиВики новую статью или новую фотографию, то эта фотография или статья перестает быть их собственностью. Теперь она является общим достоянием и может быть включена в состав новых статей.

Люди из разных географических областей и разных областей знаний могут независимо друг от друга работать над созданием своих статей. Взаимодействие между людьми устанавливается через взаимодействие между статьями. Взаимодействие между статьями устанавливается автоматически в соответствии с главным правилом ВикиВики: название статьи является ссылкой на эту статью в тексте других статей внутри ВикиВики.

Например, пишут нижегородские экологи о редких и исчезающих видах животных и растений.  Книга о животных пишется одними людьми,  книга о растениях пишется другими, а книга об охраняемых территориях третьими. Когда мы в статье о бабочке с именем Аполлон узнаем, что она откладывает яйца на очиток большой, или «заячью капусту» (Sedum telephium L.), то нам сразу хочется эту ссылку на заячью капусту раскрыть и посмотреть, как она выглядит. А когда мы читаем, что Аполлон обитает в Пустынском заказнике и на болоте Слоновское-Курмановское, то нам  хочется немедленно на это болото отправиться. И если все три книги представлены в пространстве ВикиВики, то технические средства   дают возможность это сделать (См. рис. 2)

Рисунок 2 Автоматическое создание ссылок

Возможность использовать страницы ВикиВики как строительные блоки наиболее полно проявляется благодаря встроенному в МедиаВики механизму шаблонов. Шаблоны  МедиаВики — особые страницы, содержимое которых можно вставить в другие страницы. Изменения в шаблоне отражаются на всех страницах, в которые они встроены. Шаблоны позволяют создавать образцы и повторно использовать их на страницах.

Благодаря технологии шаблонов МедиаВики мы можем собирать новые статьи «Летописи», используя для их построения уже готовые кирпичики статей. Например, из  статей про улицы можно собрать текст, в котором будет представлен район, а из кирпичиков статей о районах можно собрать статью о городе. Но, мы можем собирать и новые неожиданные сооружения. Например, мы можем собрать статью, в которой будут представлены все улицы Свободы или все церкви Ильи пророка в разных городах России.  Мы можем помочь ученикам собрать статью о своей семье,  и эта статья будет  составлена из статей о каждом из родственников:

 {{:Участник:Максим Хамитов}}

==Хамитов Руслан Фадисович==

{{:Хамитов Руслан Фадисович}}

===Хамитов Фадис Салимович===

{{:Хамитов Фадис Салимович}}

===Хамитова Алла Герасимовна===

{{:Хамитова Алла Герасимовна}}

==Хамитова Татьяна Ивановна==

{{:Хамитова Татьяна Ивановна}}

===Критский Иван Петрович===

{{:Критский Иван Петрович}}

===Критская Людмила Александровна===

{{:Критская Людмила Александровна}}

Внутри МедиаВики на основании этой  записи будет автоматически создано оглавление страницы (рис. 3)

Рисунок 3 Автоматическое создание оглавления

Расширение МедиаВики (программа GraphViz) позволяет легко переводить отношения между родственниками в графическую форму. По мере наполнения МедиаВики статьями об участниках проекта, их родственниках, городах и деревнях, в которых они живут, мы можем получать всё более сложный и многомерный гипертекст. В этом гипертексте можно прослеживать связи между страницами, можно собирать новые статьи из уже существующих статей. Такая повторная сборка предполагает, что все участники проекта пишут страницы не только о себе и не только для себя. Следовать простому правилу — думать о том, что статья будет в дальнейшем использоваться,  оказывается трудной задачей. При этом дается решение этой задачи с трудом не только младшим школьникам, но и ученикам старших классов, студентам и преподавателям. Мы всё время сталкиваемся с фразами — «моя школа», «мой дядя», «моя экскурсия», если не в названии статей, то в их тексте (рис. 4).

Рисунок 4 Пример статьи об экскурсии

Заключение

Освоение новых средств и сетевых сервисов  ведет не только к тому, что мы можем решать новые задачи. Новые средства постепенно меняют наше мировоззрение, позволяют видеть мир с новой точки зрения. Благодаря использованию средств социального программного обеспечения мы видим возможности организации непрямых коммуникаций между участниками сетевых сообществ, когда большее внимание уделяется не обмену эмоциональными сообщениями, а конструктивной деятельности.  Эта новая модель сетевого взаимодействия  может использоваться в  педагогической практике для освоения преподавателями, студентами и школьниками учениками важных идей децентрализации и экологических стратегий совместной деятельности. Переход на новый уровень совместной деятельности требует от организаторов сетевых проектов дополнительных усилий, которые бы расширяли поле зрения участников сообщества, помогали им отслеживать направления деятельности друг друга. Создатели коллективного гипертекста должны учиться воспринимать свои статьи  как строительные блоки для создания более крупных сооружений и как узлы, которые образуют сложную информационную сеть.

Литература

  1. Патаракин Е.Д., 2006, Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю, Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 56 с
  2. Illich, I., 1973, Tools for Conviviality London and New York: Marion Boyars.