Рейтинг@Mail.ru

ВИДЕОПРОЕКТЫ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ: ОПЫТ РАБОТЫ ГОУ «НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1701» ЗЕЛЕНОГРАДА

Якушкина Анна Анатольевна

заместитель директора по ЭР ГОУ НОШ №1701, Москва

написать автору

Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом.

По исследованиям психологов известно, что к концу обучения в начальной школе у детей есть тенденция к снижению уровня мотивации к учению. Это может быть связано с дисциплинарными требованиями учителей, с обязанностью систематически  посещать школьные занятия и делать домашние задания, с большими массивами информации, полезность которой для ребенка не очевидна, с адаптацией в ученическом коллективе класса. Не добавляет оптимизма в желании учиться преобладание таких форм организации урока, как объяснительно-иллюстра-тивная с монологической речью учителя и ограничением возможности для ученика высказаться и поделиться своим жизненным опытом.

Стратегически начальная школа должна развить желание ребенка учиться в течение всей жизни и научить его это делать эффективно. Именно на этом этапе обучения возможно привить интерес к интеллектуальной продуктивной творческой деятельности.  Общеучебные компетенции, сформированные в начальной школе, должны реализоваться впоследствии на всех ступенях образования.

Одним из способов развития интеллектуальных и творческих способностей детей и поддержания мотивации к учению на высоком уровне является организация проектной и исследовательской деятельности с использованием информационных технологий. Такую деятельность можно осуществлять по двум направлениям:  в рамках урочной деятельности со всеми учащимися и в дополнительном образовании с детьми, которые проявили желание и сильную заинтересованность в таком виде работы.  Идеальным является наличие в учреждении двух направлений работы: на уроке и в дополнительном образовании, что дает возможность каждому ученику реализовать в полной мере свои устремления и способности.

Остановимся лишь на одной из форм проектной деятельности с использованием ИТ – видеопроектах. Под видеопроектами мы понимаем всю совокупность работ над видеофильмом, включающую в себя:

Фильмы, над которыми работают дети, могут быть анимационными, документальными, игровыми. Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы на базе проводимых лабораторных и практических работ – поле деятельности очень широко.

Видеопроекты позволяют вовлечь в процесс продуктивной деятельности большое количество детей, предоставив им возможность попробовать себя в разных ролях: сценариста, декоратора, художника, мастера по куклам, актера, кукловода, режиссера, видео- и звукооператора, редактора и др. Существенным является то обстоятельство, что в работе над видеопроектом детей можно динамично организовывать в коллективы разного объема по количеству участников: индивидуальная работа, по парам, мини-группы, коллективы по 7-12 человек.

При работе над видеопроектом дети не только овладевают чисто техническими навыками производства фильма. Они включаются в процесс творчества, активно мыслят и говорят. Выбор подходящих тем и сюжетов, написание вариантов сценария, обсуждение текстов, подбор материалов для анимирования и декораций, сам процесс съемки и монтаж готовых фильмов, написание титров или текста закадровой речи проходит в обстановке коллективного обсуждения, когда надо не только представить свои идеи и работы, но еще  и обосновать свою точку зрения.

Обычно такая деятельность протекает в творческой  эмоционально положительной обстановке, когда каждая новая проблема вызывает взрыв идей по их решению, а огорчение наступает от услышанного звонка с урока. Ребята уходят с занятия, но продолжают обсуждение, думают над следующими этапами своей работы. Если к видеопроекту подключается учитель начальной школы – классный руководитель или предметник, то процесс творчества продолжается: на уроках русского языка и литературного чтения, ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, музыки, проектных часах.

Изготовление героев и декораций из пластилина, разных видов бумаги и картона, ткани, деталей ЛЕГО-конструкторов, природных и поделочных материалов, рисование фонов и заставок, поиск подходящей музыки для озвучивания – тоже неотъемлемая часть работы над видеопроектом.

Съемки и монтирование фильмов о проводимых опытах и лабораторных работах, которые являются частью исследовательских проектов, требуют большой технической сноровки, тщательности в отборе отснятого материала. Сложности у ребят вызывает написание закадрового текста или текста титров, так как надо соблюсти требования понятности и краткости.

Конечно, при работе над видеопроектом случаются всякие смешные случаи и казусы. Кроме того, преподаватели и дети стараются фотографировать процесс работы над фильмом. Потом полученные фотографии и видеоклипы с забавными сценами, которые не вошли в фильм, ребята монтируют в «фильм о фильме». Безусловно, этот процесс позволяет участникам еще раз по-новому взглянуть на свою деятельность, осознать весь путь, пройденный ими для реализации своих идей.

Интересен процесс подготовки к демонстрации видеофильма зрителям. Важно не только показать сам фильм и познакомить с авторами, но и рассказать об особенностях работы над проектом, объяснить, как достигались те или иные эффекты, ответить на вопросы зрителей. Авторы фильмов сталкиваются с задачей грамотного изложения проблем, которые возникали при работе над видеопроектом и путей их решения.

Общие замечания к работе над видеопроектами в начальной школе таковы:

При организации работы над видеопроектами на уроке учитель сталкивается с главной проблемой – ограниченным временным ресурсом. Даже заранее спланированный проект постепенно обрастает массой подробностей: желание детей высказаться  и поделиться идеями при написании сценария, потребностью ввести новые сцены, переснять неудачные кадры,  техническими сложностями при монтировании и озвучивании и др. Дети могут отсутствовать на уроке, что тоже порой затягивает работу над видеофильмом. Наиболее удачный вариант, когда дети пробуют себя в разных видах работ и могут заменять друг друга.

  Этап подготовки к съемке фильма, включающий в себя сбор информации, написание сценария, изготовление декораций проводится в мини-группах  или индивидуально. Съемка проходит всем коллективом (подгруппой в 7-12 человек). Монтаж эффективнее проводить по парам, так как процесс не останавливается, даже если один из партнеров отсутствует. Кроме того, дети в парах работают гораздо продуктивнее,  поскольку обогащают друг друга идеями. В результате такой работы на одном видеоматериале производится столько разных фильмов, сколько пар в классе – 10-13.

Представление и демонстрация фильмов обычно проводится в классе с приглашением учителей и родителей. Участники просмотра выбирают лучшие работы. Так как каждый класс снимает свои уникальные фильмы, возможна организация внутришкольных конференций. Самые удачные фильмы демонстрируют во всех классах школы и  представляют на различных мероприятиях окружного и городского уровня.

В целом, работа над видеопроектами в классе позволяет организовать интересную и плодотворную деятельность со всеми учениками, не лишая никого возможности вложить свою лепту.

Вот некоторые темы видеопроектов, снятые в рамках урока ИТ в начальной школе 1701 с учениками 3-х и 4-х классов (руководитель – Фомина В.В., учитель ИТ):

При организации видеопроектов в дополнительном образовании возможна более тщательная и длительная работа, так как жесткие временные ограничения отсутствуют, круг детей гораздо уже, чем на уроке. Кроме того, в творческие объединения, которые занимаются съёмкой фильмов, приходят дети по своему выбору, что несомненно сказывается на их работоспособности. Появляется возможность организовывать длительные исследовательские проекты, которые сопровождаются видеосъемкой.

Тематика видеопроектов, осуществленных в рамках работы творческого объединения «Умники и умницы» (руководитель – Соколова Е.Ф., педагог дополнительного образования):

Хочется подчеркнуть, что на повышение мотивации ребенка к учению и  эффективное развитие его творческих и интеллектуальных способностей огромное влияние оказывает деятельностная организация учебного процесса, когда интересно работать и ученику и учителю.