Рейтинг@Mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ЛЕТНИЙ ВАРИАНТ

Горвиц Юрий Михайлович1, Якушкина Анна Анатольевна2

1 руководитель лагеря “ЮНИО-Р”, 2 преподаватель лагеря, Москва

написать автору

«Отдых с пользой для ума» «Мы добрые» «Творчество и воплощение. Отдых и дело. Свобода и ответственность»  (девизы лагеря)

А мне Angel скинула на диск Юнио-Ровские песни, я каждый день слушаю, пою (мама уже слова выучила), сразу всё вспоминаю, веселей становится!!!  Часто думаю: как же это здорово, что ты придумал такую штуку, как Юнио-Р!!! И какие же мы (дети) всё таки счастливые, что туда попали!! (из письма Ксюши Михалычу)

"Вместе с коллегами – специалистами в образовании мы уже в течение более 15 лет осуществляем проект, смысл которого заключается в том, чтобы во время летних каникул школьники, отдыхая, развлекаясь и укрепляя здоровье (с 2000 г. в Болгарии на морском побережье), в то же время занимались увлекательным творческим делом. Причем на самом современном технологическом уровне, с использованием новейших педагогических методов.

Мы реализуем идею интегрированных творческих проектов – это означает, что в специально отведенное время (формально с обеда до ужина, примерно 3-4 часа в день, неформально – в любое время, иногда даже ночью) работают "кафедры", на которых ребята под руководством опытных профессионалов придумывают и реализуют разнообразные проекты. При этом провоцируются и поощряются работы, требующие знаний из различных областей. Например, экология + компьютеры или фото + дизайн, архитектура + иностранный язык.

А главным "стержнем", вокруг которого "вращаются" все проекты, является использование информационных технологий и, естественно, интернет-сайт лагеря, на который выкладывается информация обо всех видах деятельности лагеря – и делают это, конечно, сами ребята.

Советуем побродить по многочисленным страницам сайта по адресу http://www.junio-r.ru.

Информацию для сайта готовит лагерный мультимедиа-интернет-пресс-центр. Работа в пресс-центре сложна и увлекательна. Она требует от ребят разнообразных умений – подмечать наиболее важные и веселые события в жизни сверстников, сочинять рассказы на заданную тему и оригинально преподносить их, готовить и компоновать в газете тексты и фотоматериалы, обращаться с различными техническими средствами (цифровая фотокамера, сканер, принтер и другие), осваивать многочисленные возможности профессиональных программ. От эрудиции и культуры детей во многом зависит характер публикуемых материалов и даже сам стиль работы пресс-центра. Ежедневно издаются "ЮНИОРСКИЕ ХРОНИКИ", «НАВИГАТОР ЮНИО-Ра», «Желтая пресса», «ЮНИО-Рская мысль» и др. газеты (в разные годы). Их материалы стали основой интернет-страниц.

Благодаря интернету у детей есть возможность регулярно переписываться с родителями и друзьями, а у родителей – увидеть, что их дети способны делать то, чего от них никто не ожидал.

Творческая атмосфера, царящая в лагере "ЮНИО-Р" (а это в первую очередь зависит от педагогов, но, конечно, и от самих детей), порождает каждый год новые, часто совершенно неожиданные проекты. Например, в 2002 году "хитом сезона" были супер-короткие, от 2 до 4-5 кадров компьютерные анимации. В 2003-м, используя новейшие технологии компании Apple по обработке видео, дети делали на портативных компьютерах iBook с помощью цифровых фото- и видео-камер короткие видеофильмы на тему «24 часа из жизни ЮНИО-Ра».

Неожиданно детей привлекло социологическое анкетирование – исследование (естественно, реализованное на компьютере) качества жизни в лагере. Популярной также была психолого-экономическая игра по выбору профессии "Я хотел бы стать…".

Прогресс цифровых технологий приводит к появлению совершенно новых понятий и средств, и в ближайшем будущем дети будут пользоваться (и уже пользуются) технологиями, неведомыми взрослым (соответственно, пользуются адекватными технологиям языковыми средствами, языком, который не все взрослые понимают).

Для реализации идей надо вместе с детьми учиться информатике в жизни: ее роли, способам поиска, обработки, представления, обмена – и все это в культурном контексте.

Именно этим мы и занимаемся в лагере.

Но лагерная смена – две недели… По базовому учебному плану Минобра отводится на занятия информатикой… 105 часов: час в неделю в восьмом классе и два часа – в девятом. В отдельных «ИТ-школах» свои авторские программы с другой расчасовкой.

Для сравнения: в «ЮНИО-Ре» за две недели – почти 200 часов (если спать и есть недолго, то даже больше! Шутка).

В лагере работа-игра над проектами ведется разновозрастными командами  – в отличие от «классной» системы в школе (факультативы – отдельная тема). Другая мотивация: в лагере никто не обязан ходить на кафедры, с другой стороны – выбор возможностей существенно шире, и свобода творчества практически неограничена – иногда «на грани фола», но для регуляции этой проблемы есть умные взрослые.

Можно называть кафедры, можно перечислять проекты. Уже понятно, что «кафедра» в лагере  – нечто не сильно формализованное, размытое и нечеткое, плавно переливающееся в пространстве и во времени в другие кафедры, а также территории и времена.

В качестве примера – расписание кафедр по сменам на 2005 г.

1-я смена

2-я смена

3-я смена

4-я смена

Мультимедиа-интернет-пресс-центр

Мультимедиа-интернет-пресс-центр

Мультимедиа-интернет-пресс-центр

Мультимедиа-интернет-пресс-центр

Искусственный интеллект

Компьютерные технологии

Архитектура

Бизнес-информатика

Прикладной дизайн

Компьютерная графика

ИТ в биологии

Архитектура

ЛЕГО-студия

Архитектура и дизайн

Веб-дизай

Английский язык

Социальная психология

Занимательная математика и оригами

Компьютерная графика и анимация

Интернет-технологии

Английский язык

Английский язык

Режиссура кино

Флэш-анимация

 

Социальная психология

Английский язык

Актерское мастерство

   

Компьютерные технологии

Практическая психология

   

Социальная психология

Прикладной дизайн

В качестве приложения: проекты 2004-2005 гг.