Рейтинг@Mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Кузнецова Татьяна Алексеевна

учитель, муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №67, г. Иваново

задать вопрос автору

Быстрый рост объема информации, которой необходимо овладеть, требует создания и использования новых эффективных средств обучения.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

  1. пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит);
  2. активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
  3. интерактивная - ученик становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой, особый, индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая виды работы, используется проектная деятельность, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

В своей работе я использую технологию Веб-квест. Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды.

Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Веб-квест (webquest) – это проблемное задание с элементами ролевой игры. Цель работы в данной образовательной среде: организовать грамотную работу учащихся в Интернете, сформировать ключевые компетентности учащихся. Веб-квест – это продукт совместной деятельности учителя и учеников. Результатом работы с веб-квестом является публикация минипроектов учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет).

Веб-квест имеет определенную структуру.

Структура веб-квеста

Введение - ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

Задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый

результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

Ресурсы - список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

Процесс работы - описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Оценка - описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Заключение - раздел, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

При работе над веб-квестом развивается ряд компетенций:

В 2010-2011 учебном году учащимся седьмых классов было предложено изучить тему «Перпендикулярные прямые» самостоятельно, используя веб-квест (www.school67.ivedu.ru, Виртуальный методический кабинет). Для работы ребятам необходим персональный компьютер с выходом в Интернет и установленной программой «Живая математика».

Работа учащихся осуществлялась в несколько этапов. На первом этапе веб-квест предоставляет учащимся возможность выбрать свою роль: теоретика или практика. Определившись, ученик строго следует выбранному маршруту:

Теоретик

(Работа на трех этажах НИИ)

Практик

(работа в лаборатории)

Выбор темы

 
Работа с информацией
Смежные углы Вертикальные углы Перпендику-лярные прямые Знакомство с приборами, предназначенными для построения прямых углов на местности
1 этаж. Работа над определением (дома)

2 этаж. Математический эксперимент в образо-

вательной среде «Живая математика»

(в классе, с использованием классмейта)
Подготовка отчета о проделанной работе

3 этаж. Доказательство гипотезы, полученной в ходе эксперимента (дома)

Публичный отчет
Подготовка отчета о проделанной работе (дома)
Публичный отчет (в классе)

Таким образом, используя веб-квест, ребята

Мы считаем, что веб-квест – это удобная форма работы для активизации учебной деятельности, повышения интереса к предмету. Так, на элективном курсе по математике шестиклассникам было предложено изучить тему «Золотое сечение», используя веб-квест (www.school67.ivedu.ru, Виртуальный методический кабинет).

Опыт создания и использования веб-квеста на уроках математики был представлен на муниципальном (Диплом I степени) и региональном турах Конкурса «На лучшую авторскую разработку учебно-методических материалов (электронное приложение к уроку)», всероссийском Конкурсе проектов учителей, применяющих новые информационные технологии, на Педагогическом калейдоскопе – 2011 (творческая мастерская «Технология Веб-квест»), мастер-классе в рамках методической мастерской «Новые информационные технологии - новой школе».

Литература

  1. http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8
  2. http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php
  3. http://festival.1september.ru/articles/513088/
  4. http://www.spodon.ru/quest/prestupnost/index.html