Рейтинг@Mail.ru

ВИРТУАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чернобай Е.В.

задать вопрос автору

ГОУ «Педагогическая академия последипломного образования», Московская обл.

Подготовка педагогических кадров к использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – одна из ключевых задач, выделенных в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г., Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и др. Быстрое изменение содержания и характера профессиональной деятельности на основе внедрения современных технологий требует иного уровня и характера образования. Знания, умения, способности, которые традиционно считались базой той или иной профессии, сегодня уже не могут обеспечить готовность к эффективной профессиональной деятельности. Одним из компонентов готовности к такой деятельности является способность к непрерывному педагогическому образованию. Рассмотрим технологию создания Виртуальной академии, как формы организации непрерывного педагогического образования, на примере деятельности Педагогической академии последипломного образования педагогов Московской области.

Виртуальная академия - это комплексная информационно-образовательная система дистанционного обучения, направленная на решение задач непрерывного педагогического образования, в том числе повышения квалификации работников образования, организацию эффективного сетевого взаимодействия педагогов, создания виртуальных профессиональных сообществ, а также для обмена опытом между педагогами.

Для успешного функционирования такой системы необходимо наличие и распределение ресурсов на различных уровнях:

На управленческом уровне

Необходимы нормативно-правовые и организационно-распорядительные документы:

Приказ о создании Виртуальной академии в условиях сетевого объединения учреждений, оказывающих услуги дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работникам системы образования в Московской области уровне исполнительного органа управлением образования.

Положение о Координаторе Виртуальной академии. Координатор Виртуальной академии – образовательное учреждение, осуществляющее координирующую функцию при помощи основного ресурса (портал).

Положение о дистанционном обучении (либо об обучении с дистанционной поддержкой), регламентирующее механизм образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, права и обязанности участников сетевого взаимодействия и т.д.

Разработка типового пакета локальных актов Координатора Виртуальной академии, регламентирующего дистанционного обучения в образовательном процессе (регламент нагрузки, должностная инструкция сетевого педагога и т.д.)

На уровне наполнения содержанием

Подготовка дистанционных курсов по программам дополнительного профессионального образования. Дистанционные курсы готовятся по сертифицированным образовательным программам участников региональной сети повышения квалификации работникров образования Московской области. Каждый учебный курс обеспечивается специальным учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал.

Использование сервисных служб Виртуальной академии в учебном процессе (электронные базы ресурсов структурных подразделений Педагогической академии, методическая библиотека, электронная библиотека, научные публикации и разработки).

План по организации и проведению регулярных сетевых семинаров и конференций, информацию о которых можно получить на информационном ресурсе Виртуальной академии.

На техническом уровне

Подготовка информационного ресурса, обеспечивающего функционирование Виртуальной академии (портала) и позволяющего предоставить информационные и образовательные услуги.

Механизм взаимодействия:

Портал Виртуальной академии

(база данных для хранения информации по всем типам ресурсов и различным тематическим разделам)

АРМ внутренних пользователей, имеющих доступ к ресурсам как через сеть Интернет, так и через локальную сеть Академии (сотрудники структурных подразделений, сетевой администратор)

АРМ внешних пользователей муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, методических служб, ОУ

Дистанционное взаимодействие в рамках Виртуальной академии будет осуществляться по следующим видам:

Асинхронное Синхронное
Электронная почта Видеоконференции
Списки рассылки Чат
Доска объявлений Форум
Дистанционные курсы Сетевые методические объединения
Сетевые проекты Сетевые on-line педсоветы

В структуре Педагогической академии методологическую и технологическую поддержку Виртуальной академии обеспечивают Региональный центр дистанционного обучения детей-инвалидов и кафедра информационно-коммуникационных технологий, а техническую - информационно-ресурсный центр. Все структурные подразделения Педагогической академии участвуют в создании продуктов (дистанционных курсов, электронных образовательных ресурсов и др.) для использования их в этой системе. Кроме того, в условиях Виртуальной академии необходимо функционирование единой информационной системы и их техническое и методическое сопровождение в составе программных модулей: учебная часть, система мониторинга и контроля качества обучения, электронная библиотека, кадровый учет, научная деятельность, аспирантура, докторантура, диссертационный совет, расписание, информационно-справочная система кафедры.

Виртуальная академия является эффективной формой организации непрерывного педагогического образования, ориентированной на достижение новых профессиональных результатов, а также важным компонентом единой информационной образовательной среды учреждения дополнительного профессионального педагогического образования.