Рейтинг@Mail.ru

ОБУЧЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЯМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Хожаева Т.С.

Московский городской педагогический университет

задать вопрос автору

В работе определяются подходы к построению методической системы обучения будущих учителей информатики технологиям информатизации организационно-управленческой деятельности школ.

Современный этап модернизации образования обозначил значительное усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и, в первую очередь, основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения – учащихся, их родителей и государства, к проблеме информатизации образовательных учреждений.

Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках приоритетного национального проекта «Образование», показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – все это новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен для сегодняшнего дня переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.

Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека, в том числе – информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем). Задача обеспечить формирование базовых компетентностей становится особенно актуальной в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования.

При этом в обществе все более явственно формируется отношение к реальной информатизации школы не только как к одному из инструментов ее совершенствования, но и как к одному из действительно значимых показателей конкурентоспособности конкретного учреждения на рынке образовательных услуг.

Так, в последнее время, наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий, что является важным фактором становления и развития экономики знаний.

И тем не менее до сих пор остались нерешенными проблемы, снижающие эффективность внедрения ИКТ в деятельность общеобразовательных учреждений, среди которых следует, прежде всего, отметить отставание теории и практики использования информационных технологий в организационно-управленческой деятельности школ от темпов развития аппаратного и программного обеспечения компьютеров.

Этот вывод подтверждается, в частности, результатами анализа опыта реального внедрения средств ИКТ, разработанных и закупленных в образовательные учреждения различных регионов страны, в рамках программ и проектов, финансируемых из средств Федерального бюджета в течение нескольких последних лет. За основу для анализа взят опыт внедрения, сопровождения и поддержки информационных систем и программно-технологических решений, внедряемых в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) в пилотных регионах и регионах распространения результатов проекта ИСО, а это данные о внедрении перечисленных программных комплексов в практическую деятельность примерно 7-ми тысяч школ 18-ти регионов Российской Федерации и более 100 муниципальных управлений образования.

Многообразие определений понятия единого информационного пространства, путей и способов его построения, а также его программных (компьютерных) реализаций способно сегодня поставить если не в тупик, то перед очень серьезной «проблемой выбора» любого руководителя учреждения, что в свою очередь предъявляет повышенные требования к уровню подготовленности специалистов, отвечающих в школе за данное направление. Ответственность за информатизацию в типичной школе возлагается на учителя информатики, который традиционно возглавляет это направление, и выполняет большую часть связанной с этим работы. В первую очередь он выполняет роль администратора (общего администратора) информационных систем управления деятельностью школы. Его основные задачи заключаются в следующем:

По мнению С.В. Панюковой, «…информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки школьных учителей, к методическим и организационным аспектам использования в обучении средств информационных и коммуникационных технологий».

В настоящее время имеется уже немало педагогических исследований, направленных на разработку отдельных аспектов или компонентов системы подготовки учителей информатики и других специальностей в сфере информатики и использования информационных технологий. Однако практически нет исследований, охватывающих такой немаловажный компонент профессиональной подготовки будущих учителей, как подготовка в области применения технологий организационно-управленческой деятельности общеобразовательного учреждения в условиях информатизации образования.

Новые целевые установки образования основываются на приоритете человеческой личности, развитие которой должно стать главной ценностью и важнейшим результатом образования. Эти новые ориентиры системы образования проявляются не только в построении системы непрерывного образования, появлении форм альтернативного обучения, разработке новых подходов к формированию содержания образования, но и в построении единого информационного пространства образовательного учреждения (информационной образовательной среды).

В таких условиях вопрос совершенствования содержания методической подготовки будущего учителя информатики получает все большую актуальность.

Анализ тенденций функционирования и развития содержания методической системы обучения информатике в педвузах позволяет охарактеризовать основные недостатки современной системы методической подготовки учителя информатики, связанные с использованием средств ИКТ:

Указанные факторы подтверждают необходимость разработки методической системы обучения будущего учителя информатики технологиям организационно-управленческой деятельности школы, пересмотра существующих технологий его методической подготовки в педвузе.

Литература

  1. Гудков П.Г., Хожаева Т.С. Информационно-аналитические системы для создания единой образовательной среды региона// Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции.
  2. Панюкова, С.В. Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности/ С.В. Панюкова // Информатика и образование. – 2003. – № 10. – С. 88-95
  3. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  4. Семенов А. Информационные и коммуникационные технологии в общем образовании. Теория и практика. — ЮНЕСКО, 2006.
  5. Урнов В.А. Мотивационный подход к созданию открытого информационного пространства учебного заведения// Сборник трудов участников XI конференции «ИТО-2001». Часть VI, стр. 36. — М., 2001.
  6. Урнов В.А., Филиппов С.А., Шуйкова И.А. Единое информационное пространство школы как один из компонентов единого образовательного информационного пространства// Телематика 2004: Труды XI Всероссийской научно-методической конференции.
  7. Технологии информатизации организационно-управленческой деятельности школы// Сборник трудов участника XVII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» - М.: «БИТ про»,2007, с.30
  8. Юркова Т., Борошко Ю., Баранова Ю. Новый век — новые возможности // Газета «Управление школой». Издательский дом «Первое сентября». — 2006. — №18.