Рейтинг@Mail.ru

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ»

Хилюк Е.А.

Московский педагогический государственный университет

задать вопрос автору

В статье содержится описание авторской программы обучения учителей-предметников образовательных областей математика, технология, естествознание применению возможностей интерактивной доски в учебном процессе.

Одним из основных направлений инновационных преобразований в современной школе является разработка и эффективное использование электронных средств учебного назначения (ЭСУН), реализованных с помощью средств мультимедийных технологий. Образовательные учреждения в своем большинстве имеют необходимое инновационное оборудование, но, в то же время, учителя испытывают затруднения при его использовании в своей профессиональной деятельности.

Нами разработана программа повышения квалификации педагогических работников «Применение интерактивной доски в учебном процессе средней школы». Разработаны следующие учебно-методические материалы: учебный план, учебно-тематический план, учебная программа курса, методические рекомендации по курсу.

Целью программы является обучение эффективному применению дидактических возможностей интерактивной доски в процессе профессиональной деятельности учителя-предметника.

Предполагаемый срок обучения: 36 учебных часов, форма обучения: очно-заочная без отрыва от работы. Рекомендуемый режим занятий: 6 часов в день.

Основными задачами программы являются:

Особенностью содержания программы является направленность на повышение профессиональной компетентности учителей в сфере применения дидактических возможностей средств мультимедийных технологий, в том числе интерактивной доски, использование результатов исследования автора в рамках научно-педагогической деятельности на математическом факультете Московского педагогического государственного университета.

Знакомство слушателей с методическими особенностями использования интерактивной доски в учебном процессе нацелено на овладение учителями навыками работы с инновационным оборудованием в соответствии с задачами модернизации образования и образовательной инициативой «Наша «Новая школа».

Структура программы выстроена логически: основные теоретические знания в области психолого-педагогических, методических особенностей использования средств мультимедийных технологий в учебном процессе закрепляются на практико-ориентированных занятиях, способствующих обучению учителей приемам, методам, формам обучения на различных типах уроков в условиях применения интерактивной доски. Самостоятельная работа слушателей по данной проблеме направлена на использование полученных знаний в профессиональной деятельности учителей.

По итогам обучения слушателей осуществляется текущий и итоговый распределенный контроль. Текущий контроль осуществляется в форме контрольной работы. Итоговый контроль предполагает разработку слушателями тематического проекта (практико-ориентированной работы).

Выделены требования к уровню освоения слушателями содержания программы.

В программе для изучения предусмотрено два раздела. Первый посвящен рассмотрению вопросов педагогической целесообразности реализации возможностей средств мультимедийных технологий в обучении. На его изучение отводится 18 часов. В рамках этого раздела рассматриваются следующие вопросы: «Психолого-педагогические, методические особенности использования средств мультимедийных технологий в учебном процессе», 6 часов – лекции; «Основные положения разработки и использования ЭСУН», 6 часов – практические занятия; «Готовность учителей к проектированию занятий с использованием средств мультимедийных технологий», 6 часов – самостоятельная внеаудиторная работа слушателей. Второй раздел знакомит учителей с функциональными возможностями интерактивной доски для интенсификации образовательного процесса в средней школе. На его изучение также отводится 18 часов. Здесь слушатели изучают Программно-аппаратный комплект «Интерактивная доска», 6 часов - лекции; на практических занятиях знакомятся с использованием возможностей интерактивной доски при работе с графиками функций (на примере урока первичного усвоения знаний по теме «Построение графика функции y = f(x+l)+m при известном графике функции y = f(x)» в курсе алгебры 8 класса), 6 часов; учатся разрабатывать ЭСУН для проведения уроков по предмету с помощью интерактивной доски в рамках самостоятельной внеаудиторной работы. Итого: 36 часов, 6 часов на итоговый контроль (подготовка ЭСУН и методических рекомендаций по применению данного средства при проведении одного урока учителем-предметником в условиях использования интерактивной доски).

Программа рассчитана на обучение учителей-предметников образовательных областей математика, технология, естествознание, поэтому при демонстрации дидактических возможностей применения средств мультимедийных технологий акцент делается на использование интерактивной доски при обучении геометрическим преобразованиям графиков функций. Это связано с тем, что математические модели различных процессов предметных школьных дисциплин данного направления могут представляться графически.

Предлагаемая методика обучения предмету с применением дидактических возможностей интерактивной доски прошла успешную апробацию на занятиях со студентами и магистрантами математического факультета Московского педагогического государственного университета на различных уровнях обучения, а также предлагались вниманию учителей математики и информатики Чеховского муниципального района.