Рейтинг@Mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В ОБЛАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Федосов А.Ю.

Российский государственный социальный университет (РГСУ), г.Москва

задать вопрос автору

Доклад посвящен рассмотрению теоретико-методологических и методических аспектов формирования ИКТ-компетентности учителей информатики к применению информационных и коммуникационных технологий в воспитательной деятельности в средней школе.

 «Главные задачи современной школы ‑ раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1].

Для успешного решения этих задач современному учителю информатики необходим не только высокий уровень общей ИКТ-компетентности, но и определённые умения и навыки в осуществлении функций социального воспитания. Реализация этих функций связана с применением инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса: проектных методик, метода малых подвижных групп, использования проблемного и исследовательского методов обучения, разнообразных видов самостоятельной работы школьников, основанных на применении информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим необходима как модернизация системы воспитательной работы на основе применения информационных и коммуникационных технологий в рамках единой информационной среды школы, так и формирование новых компетенций учителя информатики [2].

А.Г. Гейн и А.И. Сенокосов рассматривают ИКТ-компетентность как совокупность двух элементов: теоретического ядра и практико-ориентированной части, причем именно эта часть, по их мнению, обеспечивает человеку эффективное включение в информационные процессы и управление ими и является главной. «Указанная компетентность подразумевает, что в каждой конкретной ситуации человек способен приять решение, какая информация ему нужна для решения стоящей перед ним задачи, откуда и какими средствами эта информация может быть получена, какая коммуникативная сфера и как должна быть для этого задействована …, какими информационными средствами будет решаться задача и как будет использоваться результат» [3, С.3-4].

Опираясь на данную трактовку понятия ИКТ-компетентности, а также на работы Э.Ф. Зеера, М.А. Холодной, А.В. Хуторского нами определены те компоненты ИКТ-компетентности, которые необходимы учителю информатики для осуществления функций социального воспитания учащихся. В целом этот комплекс ИКТ-компетенций, на наш взгляд, можно охарактеризовать как совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности учителя информатики, необходимых для осуществления эффективной воспитательной деятельности на базе информационных и коммуникационных технологий, способность эффективно применять полученные знания, умения и навыки для решения практических задач воспитания в условиях информационной среды школы.

Также в докладе нами определён весь спектр таких ИКТ-компетенций: деятельностные; персональные; социальные; методологические и методические; образовательные, инновационные; профессионально-предметные; переносимые.

В связи с вышесказанным, исключительно актуальным является вопрос о модернизации программ подготовки и переподготовки учителей информатики с целью формирования соответствующих ИКТ-компетенций. Возможными формами такой работы могут являться:

В заключение отметим, что сегодня явно ощущается недостаток специально разработанных средств воспитания на базе ИКТ информационных и коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса. В рамках разработанных нами авторских курсов предложена методика создания информационно-коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса определен ряд требований (психолого-педагогических, технико-технологических, эргономических, эстетических) к ресурсам, последовательность этапов создания ресурса и их особенности [4]. Реализация данной методики позволяет создавать комплексы ИКТ-средств поддержки воспитательного процесса, которые могут выступать эффективным средством осуществления воспитательной работы учителя информатики и формирования его ИКТ-компетентности.

Литература

  1. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Электронный ресурс]. — http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (2010).
  2. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ: Монография. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 240 с.
  3. Гейн, А.Г. Информатика и информационные технологии [Текст]: кн.для учителя: метод.рекомендации к учеб. 9 кл. / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. — М.: Просвещение, 2008. — 192 с.
  4. Федосов А.Ю. Информационно-коммуникационные средства поддержки воспитательного процесса. [Текст] / А.Ю.Федосов // Информатика и образование. — 2008. — №4. — С.102—105.