Рейтинг@Mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ИСКУССТВО» И «ИНФОРМАТИКА» В ШКОЛЕ

Тесельская О.Н.

Центр Непрерывного Художественного Образования Департамента Образования г. Москвы

задать вопрос автору

Современный уровень оснащения московских школ компьютерной техникой и специальным программным обеспечением позволяет нам задуматься о возможности использования информационных технологий не только в рамках предмета информатика, но и об их интеграции в другие образовательные области. Интеграция информатики и математики, физики, химии и прочих предметов естественнонаучного цикла представляется наиболее логичной и легко осуществимой. Возможно ли, говорить об интеграции таких, на первый взгляд, далёких образовательных областей как «Искусство» и «Информатика»?

Да, конечно, ещё несколько лет назад это представлялось весьма затруднительным процессом, если не сказать невозможным. Основной проблемой в этой связи выступал низкий уровень информационно-коммуникационной компетенции учителей-предметников. Для решения этой проблемы в Центре НХО на протяжении 15 лет проводятся занятия на курсах повышения квалификации учителей. Программы курсов постепенно усложнялись, по мере развития компьютерной техники и уже несколько лет назад выросли в трехуровневую модель обучения с постепенным изучением компьютерных технологий через постановку творческой задачи и погружение в художественную деятельность.

Учителя, проходящие обучения на наших курсах, повышают не только уровень собственных знаний в области информационно-коммуникационных технологий, но и получают методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в процессе преподавания изобразительного искусства, художественного труда, мировой художественной культуры и предметов дополнительного образования. Некоторые учителя, будучи слушателями начального уровня курсов, уже применяют на практике полученные знания. Многие из них работают в тесном содружестве с учителем информатики, а некоторые самостоятельно проводят уроки. При этом очень важно определить, в какой мере на уроке изобразительного искусства необходимо использовать компьютерные технологии и какова роль изобразительного искусства на уроке информатики.

Интеграционный процесс зачастую выходит за рамки одного урока. Близкие по творческим целям уроки ИЗО плавно перетекают в блок уроков информатики направленный на изучение возможностей графического редактора. Например, на уроке ИЗО можно создать изображение красками или карандашами, а на уроке информатики решить ту же творческую задачу при помощи компьютера, ведь даже стандартный графический редактор Paint обладает большим спектром возможностей.

Возможности программы Microsoft Power Point по созданию мультимедийных презентаций очень широко используются учителями мировой художественной культуры и изобразительного искусства на протяжении нескольких лет. Презентацию в Microsoft Power Point может подготовить учитель как наглядный материал и использовать её при объяснении урока, добавить в неё анимированную викторину или кроссворд для контроля полученных учениками знаний. Другой способ использования Microsoft Power Point: задание по подбору иллюстративного, звукового и литературного материала можно дать ученикам на дом, а на уроке всем с учителем информатики смонтировать в единую презентацию. Третий способ использования Microsoft Power Point: разбить класс на несколько творческих групп, каждая из которых будет создавать собственную презентацию по определённой теме, а учитель в этой ситуации выступает как руководитель, наставник и консультант.

Способы взаимодействия между учителями и учениками могут быть различными, а степень использования компьютерных программ будет определяться постановкой творческой цели и учебными задачами.

В процесс изучения возможностей графического редактора Adobe Photoshop возможна интеграция с предметом художественный труд, например, при создании эскизов для вышивки, мозаики и аппликации, используя фильтры при обработке фотографий или рисунков.

Для развития творческих способностей даже у детей с ограниченными физическими возможностями можно использовать графический редактор Art Rage. Он обладает функционалом растрового редактора, при этом, очень похоже имитирует работу мастихином, аэрографом, кистевой мазок и другие художественные инструменты и материалы. В нем, как и в Adobe Photoshop, можно создавать многослойное изображение.

Возможности графического редактора Corel DRAW очень широко используют педагоги дополнительного образования при составлении схем для оригами, бисероплетения, макраме, вязания и т.д. Заместителю директора по воспитательной работе легко заинтересовать даже самого непоправимого хулигана созданием изображений машин и самолётов из простых геометрических фигур в Corel DRAW.

Интернет даёт любому учителю широкие возможности по подбору информации при подготовке к уроку, единственный минус заключается в том, что очень мало в сети иллюстративного материала высокого качества.

Учитель информатики может даже не догадываться о том, что в текстовом редакторе Microsoft Word можно не только писать и форматировать тексты, а ещё и создавать оригинальные дизайнерские проекты. Учитель изобразительного искусства может внести в скучный учебный процесс творческую искру, которая пробудит у учеников интерес к обоим предметам и, как следствие, повысит общий уровень знаний.

Учителя образовательной области «Искусство» являются в школе носителями художественной культуры и специфических художественных знаний, интеграция которых в другие образовательные области позволит обогатить педагогический процесс и воспитать из ученика всесторонне развитую личность, способную применить свои знания на практике в любой жизненной ситуации.