Рейтинг@Mail.ru

ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА – ГЛАВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Иншаков М.В.

Московский гуманитарный педагогический институт

задать вопрос автору

Выявляется роль построения информационно-образовательного пространства, как главного инструмента формирования компетенций специалистов в области информатизации образования.

Информатизация системы образования представляет собой процесс создания оптимальных условий для комплексного применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, научных исследованиях, административном управлении организаций и учреждений системы образования. В более широком смысле информатизация образования включает процесс изменения содержания, методов и организационных форм образовательной подготовки учащихся с целью перехода к образованию с использованием ИКТ. Несмотря на значительное количество исследований, проведенных по проблеме совершенствования учебного процесса на основе применения информационно-коммуникационных технологий, они не дают пока завершенной картины всех ее психолого-педагогических аспектов. Недостаточная проработанность концептуальных основ информационно-технологического обеспечения учебного процесса порождает массу вопросов буквально во всех областях, начиная с создания инфраструктуры информатизации учебного заведения и заканчивая использованием в обучении имеющихся педагогических программных продуктов.

Для решения этих вопросов сегодня специалисты в области информатизации образования должны обладать рядом компетенций, которые представляют собой совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно- и социально-значимой продуктивной деятельности. Социально-личностные, экономические и организационно-управленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат фундаментом, помимо которого специалисты в области информатизации образования должны обладать и информационно-коммуникационной компетентностью – совокупностью знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям, а так же способностью к выполнению педагогической деятельности с помощью информационных технологий.

В процессе подготовки таких специалистов для достижения новых образовательных результатов – компетенций, необходимо построение информационно-образовательного пространства, изменение формы и контента образования, способов взаимодействия основных участников образовательного процесса. Главным звеном здесь является информационно-образовательное пространство, которое представляет собой программно-коммуникационную и педагогическую среду с едиными технологическими средствами ведения учебного процесса, его информационной поддержкой и документированием. Компетентностный подход позволяет перенести акцент в деятельности преподавателя с активного педагогического воздействия на личность обучающегося в область формирования информационно-образовательного пространства, в котором происходит его самообучение и саморазвитие. При такой организации образования включаются механизмы внутренней активности обучающегося в его взаимодействиях со средой.

Чем больше и полнее личность использует возможности образовательного пространства, тем более успешно происходит ее свободное и активное саморазвитие: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая создает ему возможности для интеллектуального, морального, общественного и духовного развития. Саморазвитие личности во многом зависит от степени индивидуализации образовательного пространства. Любой человек "заполнен" своим собственным ментальным опытом, который и предопределяет характер его активности в тех или иных конкретных ситуациях. Состав и строение этого опыта у каждого человека различны, поэтому люди, различаются по своим познавательным возможностям. Кроме того, люди различаются по темпераменту, по когнитивным стилям, по преобладающим биоритмам, по психосоциотипам.

Каждый человек сегодня объективно нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному и творческому росту. Такие условия могут быть созданы в креативном образовательном пространстве, обеспечивающем максимальную степень индивидуализации за счёт широкого использования информационных и телекоммуникационных технологий. Данная среда предоставляет каждому обучающемуся возможность (самостоятельного или во взаимодействии с педагогом, выступающим в роли старшего товарища, партнёра) формирования индивидуализированной образовательной траектории. Содержание образования, способы общения обучающегося со знанием в образовательном пространстве должны максимально подстраиваться под особенности конкретного человека, в направлении учета реальных психологических механизмов интеллектуального развития личности, когнитивного стиля и ментального опыта каждого.

При компетентностном подходе в качестве критериев оценки эффективности тех или иных форм и методов обучения должны выступать не только показатели, учитывающие степень овладения знаниями, умениями и навыками, но и показатели сформированности определенных личностных качеств, характеризующих разные стороны развития интеллекта, духовности, творческих способностей обучающихся.

Образование, ориентированное на выявление, "выращивание" и реализацию глубинной внутренней сущности обучающегося, невозможно "дать", изложить, сформировать, преподнести. Его можно лишь обеспечить организацией такого образовательного пространства, которое бы, основываясь на широком использовании информационных технологий и телекоммуникаций, в максимальной степени способствовало саморазвитию обучающихся. Поэтому, информационно-образовательное пространство, как целостное развивающееся и самоорганизующееся начало выступает в качестве средства многофакторной детерминации саморазвития личности обучающихся и как генеральный фактор продуктивного образования.