Рейтинг@Mail.ru

ПРОБЛЕМА РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ

Макаров Е.Ю.

Московский государственный областной университет (МГОУ)

задать вопрос автору

Статья посвящена разработке Web-приложений для применения в образовательной деятельности.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их стремительное вовлечение в жизнь человека не остается не замеченным в результатах его деятельности. Компьютер упрощает работу, позволяя ускорить процесс вычислений и качество получаемых результатов. Однако получение ожидаемого эффекта возможно лишь при профессиональном использовании ИКТ.

Одним из новых направлений использования ИКТ в образовательной деятельности является применение Web-приложений, в качестве средств обучения. Использование таких средств обучения позволяет обучаться в удобное для обучаемого время и в комфортном для него месте. Все что необходимо для обучения – это компьютер, подключенный к сети Интернет и Web-браузер. Разработка образовательных Web-приложений является одним из новых подходов к обучению средствами электронного обучения (e-Learning), которое в настоящее время является достаточно перспективным направлением развития образовательного процесса.

Электронное обучение начало свое развитие с коммерческого сектора образовательной деятельности. Большинство современных компаний нуждалось в квалифицированных сотрудниках, имеющих современные и качественные знания. Но обучать сотрудников традиционными способами, посадив их в аудитории, для многих компаний оказалось невозможным. Во-первых, это огромные финансовые затраты на обучение, во-вторых, прерывается процесс трудовой деятельности, что отрицательно сказывается на развитии компании, в-третьих, сотрудники – это взрослые люди, которых учить намного сложнее чем школьников. Исходя из этих потребностей необходимо было создать такую форму обучения, при которой обучаемым было бы легко и комфортно обучаться, но при этом качество знаний, полученных в процессе обучения не должно снижаться. Такой формой обучения стало электронное обучение.

E-Learning сумело сочетать в с себе казалось бы не совместимые на первый взгляд вещи: обучаться стало возможным там где это удобно, в то время когда это удобно. Благодаря свободному доступу к огромному количеству информации, размещенной в Интернете, у обучаемых перестали возникать сложности с ее поиском. Снизились затраты на обучение, отпала необходимость в приостановке трудового процесса.

Для обучаемого процесс обучения стал идеальным. Но с точки зрения разработки, производители средств электронного обучения столкнулись с некоторыми проблемами. Для создания систем управления обучением (Learning Managment System-LMS), стало необходимым привлекать к разработке как высококлассных программистов, так и людей тесно связанных с образовательной деятельностью. Таким образом, процесс работы над e-Learning заставил сотрудничать программистов и преподавателей. Преподаватели смогли реализовать свои идеи по совершенствованию процесса обучения с помощью применения передовых разработок в области IT-индустрии, а программисты сумели передать свои навыки и знания на благо образования. Это послужило огромным шагом к сближению информационных технологий с жизнью общества.

Производство продуктов электронного обучения для образовательных задач многих компаний было лишь первым шагом в развитии e-Learning как средства обучения. В настоящее время ведется активная работа по информатизации различных сфер жизни общества, в том числе и процесса образования. Часто под информатизацией, ошибочно понимают процесс оснащения современными компьютерными средствами рабочих мест людей. Помимо этого важно правильно использовать предоставленные возможности. Компьютер не должен являть средством набора и распечатки текстов. Он должен стать средством упрощения работы. Грамотно организованный и продуманный процесс работы с компьютером может автоматизировать многие задачи, что значительно снизит трудовые и финансовые затраты.

Успех электронного обучения в коммерческом секторе не мог не затронуть образование в целом. Существующие разработки стали применяться сначала в области заочного образования, появилось направление дистанционного образования, а в настоящее время ведутся работы по разработке средств электронного обучения для высшего и среднего образования. Многие существующие продукты достаточно успешны, но при включении данных средств в работу педагогов возникают сложности. Причем существуют затруднения как со стороны обучающего, так и обучаемых. Преподаватели с опаской относятся к данным нововведениям в своей работе, им намного привычней работать по проверенной системе, без привлечения инновационных подходов к процессу обучения. Часто это связано с нежеланием преподавателей обучаться современным методам работы. Возникает вопрос: «Зачем мне это надо?». Со стороны обучаемых возникают сложности в мотивации обучения электронными средствами. Но как показывает практика дети быстрее адаптируются к нововведениям. К тому же благодаря информационным технологиям процесс электронного обучения можно сделать увлекательным, интерактивным и совершенно не утомительным.

Очень важно, что к проблеме информатизации и образования не остается равнодушным и руководство страны. Ведь от того насколько качественным и современным будет образование зависит и развитие страны. Образование – это основа любой человеческой деятельности. И именно поэтому оно должно быть высококачественным и современным.

Ориентируясь на качество и современность образовательных Web-приложений при их создании следует использовать передовые технологии, применяемые для разработки Web-приложений. Для разработки приложений для e-Learning целесообразно использовать такие технологии как Flash и Flex от компании Adobe, технологию Silverlight от корпорации Microsoft. Преимущество этих технологий в том, что они позволяют создавать приложения, не уступающие по функциональным возможностям привычным десктоповским приложениям, но с размещением в Интернете, что позволяет обучаться в любом месте, где есть доступ к сети.

Развитие технологий для создания насыщенных Интернет-приложений (RIA) не сможет не затронуть образовательную сферу. В электронном обучении назревает новый этап развития.