Рейтинг@Mail.ru

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС НА БАЗЕ НЕТБУКОВ

Колодкин И.В., Царьков И.С., Чеботарев П.Н.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29 г. Подольска

задать вопрос автору

Доклад посвящен созданию и успешной работе экспериментального класса на базе небольших ноутбуков — нетбуков, которые отличаются компактными размерами, небольшим весом, низким энергопотреблением и относительно невысокой стоимостью. В работе описывается учебный процесс учеников этого класса, интеграция нетбуков в школьное информационное пространство и все привычные процессы в школе «на новый лад». Проводится обзор ПО, используемого в процессе обучения.

В школе №29 г. Подольска начался инновационный эксперимент по индивидуальному использованию нетбука учащимися девятого класса, начиная с 1 сентября 2009 года. Мы уже давно думали об этом эксперименте, но окончательно решились на него после слов президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева, в котором он жестко критиковал процесс развития в стране информационных и интернет-технологий, медленное внедрение безбумажных технологий, в том числе и в образовании. Идея эксперимента оформилась в следующем виде: вместо всех учебников, задачников, библиотеки, медиатеки, измерительных приборов, рабочей тетради, дневника и т.д. у каждого ученика есть только персональный личный нетбук, который по средствам беспроводной Wi-Fi сети подключается в школьное информационное пространство. Находясь в школьной сети, ученик получает доступ ко всем внутренним ресурсам школы (вплоть до управления школьной обсерваторией), имеет неограниченный доступ в интернет, может взаимодействовать с учителем, одноклассниками и т.д. Проще говоря, в качестве эксперимента, мы отказались от традиционной бумажно-книжной методики обучения, как уже отказались по ряду предметов от меловой методики, перейдя на интерактивную доску. Понимая, что процесс перехода длительный и трудный, коллектив школы принял решение перевести обучения на нетбуки только на ряд предметов, таких как физика, английский язык, информационные и интернет-технологии.

Для успешного проведения этого эксперимента необходимо было подобрать устраивающее нас оборудование, которое бы покрывало весь спектр задач, которые могут возникнуть в учебном процессе. При выборе нетбука нужно обратить внимания не только на его скоростные характеристики, но и физические. Важно подобрать оптимальный вес нетбука (1—1,3 кг) при этом иметь достаточно большой экран (10 дюймов), низкое энергопотребление (время автономной работы с включенным Wi-Fi модулем должно быть не менее 7 часов, то есть учебный день), достаточное количество usb-портов для подключения всех необходимых в процессе обучения устройств и, конечно, низкую стоимость и надежность. Для удобства использования были приобретены мини-мыши, наушники с гарнитурой и графический планшет. Его роль заключается в быстром занесении в компьютер графической информации (скетчи к задачам, графики и т.д.), при этом держа в руках цифровой аналог шариковой ручки.

Одних персональных компьютеров для проведения эксперимента мало. Нужно все привычные для ученика и учителя процессы переделать в цифровой вид, ставить оценки в бумажные дневники мы просто не имели права. Необходимо было оцифровать учебники, создать в нетбуках необходимые библиотеки из программных произведений, установить программное обеспечение для выполнения лабораторных работ и т.д.

Понятно, что нужно было охватить довольно широкий круг задач от цифрового дневника и тетрадки до организации процесса сдачи, проверки и возврата проверенных домашних, контрольных работ. Не говоря уже о особенностях применения информационных технологий в различных предметах. Многие варианты взаимодействия учеником с учителем реализованы в программе компании Лайн под названием Nibelung. Вообще, это программа изначально предназначена для цифрового лингафонного кабинета, для этого она и приобреталась. Когда мы стали работать с этой программой, то поняли, что многие функции можно использовать и для других учебных предметов. В частности, проведение регистрации (перекличка), выставление оценок в электронный журнал с дальнейшим экспортом в любом формате для баз данных. Программа позволяет объединять учеников в группы, каждая группа может по разному взаимодействовать с учителем (одним - учитель показывает свой экран компьютера, например с какой-то картинкой, а другим в этот момент показывает видео с youtube). И конечно, учитель может наблюдать, что происходит на экранах ученических компьютеров, при желании он может отключить им устройства ввода, заблокировать рабочую станцию, а может и помочь в обработке эксперимента в физике или химии, захватив мышку ученика со своего компьютера. Выводить изображение на экран учителя можно сразу со всех компьютеров учеников с заданным интервалом, так мы можем контролировать процесс работы каждого ученика на уроке. Для успешной работы этой программы необходимо постоянное объединения компьютеров в единую школьную сеть, конечно без проводов. Были организовали четыре Wi-Fi хот-спота для свободного подключения не только учеников экспериментального класса, но и всех остальных. Тем самым, в каком бы кабинете экспериментальный класс не находился мы могли организовать все выше перечисленные процессы.

В течение учебного года проводился мониторинг по зрению, с учениками экспериментального класса была организована работа психолога, чтобы понять какие проблемы возникают у детей при такой резкой смене средств производства, проводилось регулярное тестирование для выяснения желания учеников продолжать эксперимент. Данный класс считался предпрофильным, с предварительной ориентацией на физ-мат профиль. Результаты по году получились многообещающие. За год значительно выросло качество знаний учащихся, повысилась мотивация, состоялся окончательный выбор профиля дальнейшего обучения. Теперь это физико-математический класс с углубленным изучением информационных технологий.