Рейтинг@Mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Бревнова Ю.А.

Государственное образовательное учреждение Центр Развития Ребенка детский сад №2402. (ГОУ ЦРР Д/с №2402) г. Москва

задать вопрос автору

В статье рассматриваются вопросы обучения дошкольников первичным навыкам использования информационных технологий, которые позволяют расширить его кругозор и развитие познавательных процессов.

Проблема использования компьютера в дошкольном возрасте является очень важной и затрагивает многие аспекты учебного процесса и жизнедеятельности дошкольников. Мнения ученых о влиянии компьютера на развитие детей очень противоречивы. И это не случайно, ведь компьютер, как и почти любой предмет нашей действительности может быть и полезным, и вредным – в зависимости от того, в чьих руках он находится, какую роль в жизни человека играет. Нельзя не согласиться с тем, что при неосторожном использовании компьютера травмы неизбежны. Но это можно сказать почти о любом предмете нашего обихода, даже о самых внешне безобидных детских игрушках. [1]

Хотим мы или не хотим этого, компьютер постепенно становится обычным атрибутом быта – таким как телефон, телевизор, радиоприемник. Проводя в течение трех последних лет опрос детей 6-ти – 7-ми лет в Московском Центре Развития Ребенка детском саду № 2402, нам удалось выяснить, что неуклонно растет число детей дошкольного возраста уделяющих большое внимание компьютерным играм.

Половина играющих детей, перечисляя игры, назвала среди любимых развивающие и обучающие игры, остальные увлечены гонками, «стрелялками» и даже играми-стратегиями. Создается впечатление, что уже поздно говорить о целесообразности использования детьми дошкольного возраста компьютерных технологий – они их уже вовсю используют! На первый план выдвигается задача извлечения максимальной пользы для ребенка из того времени, которое он проводит у монитора компьютера. Не следует пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка, на то, чтобы ему не надо было уходить от действительности, на то, чтобы в его жизни компьютер занял достойное место, наряду с общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, телевидением и т.п.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с четырех-пяти лет. [2]

Однако совершенно ясно, что знания информатики как теории компьютерной практики ребенку дошкольного возраста еще не нужны.

В связи с тем, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста,[3] мы говорим об использовании компьютера, прежде всего как о средстве игры. Например, с помощью компьютера можно слушать музыку, смотреть фильмы, с программой можно экспериментировать, получая неожиданный результат, или, наоборот, результат запланированный, подготовленный предварительным обдумыванием несложного проекта (создание мультфильма).

На занятиях изобразительной деятельностью компьютер может рассматриваться как инструмент для создания графического изображения, придуманного ребенком. В возрасте 5-7 лет у детей прекрасно развито воображение, и оно намного опережает развитие мелкой моторики и координации движения кисти рук. Очень часто малыш не может выразить придуманный им образ на бумаге с помощью обычных графических материалов: красок, мелков, карандашей, фломастеров и т.д. Овладев же некоторыми несложными приемами компьютерной графики, он сможет создавать изображение, отвечающие всем его требованиям, ни в чем не уступающее рисункам старших детей или даже взрослых.

 Для органичного развития ребенка в условиях научно технического прогресса ему необходимы знания и умения по использованию компьютерной техники, задача же педагогов заключается в том, чтобы научить детей правильно и рационально использовать компьютер как инструмент для обучения, самовыражения, развития творческих способностей и интеллекта.

Обучение дошкольников первичным навыкам использования информационных технологий позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей.

Литература

  1. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста// ИТО-Троицк 2008.
  2. Компьютер для детей. Под ред. Ф. Уингейт, Д.Чизхолм //АСТ-ПРЕСС книга 2001.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. //М.Владос,1999.