Рейтинг@Mail.ru

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ SMART BOARB НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Чулихина Е.А.

МОУ «Малодубенская СОШ» Орехово-Зуевского района Московской области

задать вопрос автору

Педагогические возможности электронной доски, как средства обучения, по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

Доска и мел - наши главные инструменты,

но хочется чего-то большего...

В последние годы я часто задаю себе вопрос: каким быть человеку XXI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нём сегодня? Всматриваясь в лица своих учеников, пытаюсь найти ответы на непростые вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет мне увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?

Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий, разрабатываются программные средства учебного назначения, которые могут быть использованы в обучении учащихся различным школьным предметам.

Прежние попытки вести обучение с помощью компьютерных программ, предпринимавшиеся еще в начале и середине 80-х годов, потерпели неудачу, потому что несовершенство программных средств не позволяло получить явное преимущество компьютерных технологий перед традиционными формами обучения. Другой важной причиной являлось то, что компьютер не являлся доступным средством обучения. Ни учителя, ни учащиеся не были готовы принять компьютер как регулярное учебное средство.

В настоящее время ситуация изменилась, современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать учебные ситуации. Назрела насущная необходимость вовлечения компьютера в массовое образование.

Но если Вы до сих пор сомневаетесь в вопросе использования на своих уроках ИКТ, то вот Вам десять «ЗА»:

Одно «ПРОТИВ» – время! Конечно, работа за компьютером и составление презентаций к урокам, подбор видеофрагментов, поиск нужной информации занимает большой объем времени, но хочется сказать, что времени не хватает тому, кто ничего не делает.

Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь. Но сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении. Их рационально заменяют компьютерные средства обучения, например, интерактивная SMART-доска. Педагогические возможности электронной доски, как средства обучения, по ряду показателей, намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса.

В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением SMART-доски и мультимедийного проектора для оборудования кабинета начальных классов.

Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся лёгкими и увлекательными. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в видеофайл, которую можно использовать как раздаточный материал, который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы.

В своей деятельности использую возможность записи в видеофайл, которая позволяет при отсутствии ученика на уроке по болезни не только просмотреть действия, которые учитель делал на занятиях у электронной доски, но и прослушать объяснение, если педагог при этом использовал микрофон. Тем самым достигается эффект присутствия ученика на уроке. Эти же технологии использую при обучении больных детей, имеющих домашний компьютер на дому.

Освоив программу PowerPoint, часто использую свои презентации на разных этапах урока. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде. Использование же программы Notebook расширяет возможности подготовки презентаций к урокам. Это приложение я успешно использую на всех уроках. Например, встроенная коллекция ландшафтов и фигурок животных помогает составлять на уроке при помощи ответов детей и личного участия панораму определённой природной зоны, а интерактивные

Таким образом, объяснение материала с использованием SMART-технологий позволяет сделать выступление учителя ярче, информативнее и увлекательнее. Действия учителя на доске буквально завораживают учащихся начальных классов, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.

В заключение хочется сказать, что применение ИКТ-технологий учителем начальных классов не должно и не может быть самоцелью модернизации начального образования. Недопустимо, чтобы основную часть времени младшие школьники проводили за компьютерами, а разнообразные формы вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом сводились к минимуму. Одним из средств сохранения баланса между использованием современных технических средств в обучении и традициями начального образования является технологическая культура учителя. Технологическая культура определяет то, как, каким образом, с помощью чего достигается результат, отвечает на вопрос: «Почему именно так, а не иначе?»

Литература

  1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
  2. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006.
  3. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib