Рейтинг@Mail.ru

О ВЫБОРЕ СТИЛЯ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Степанов С.Л.

Институт информатизации образования РАО (ИИО РАО, г. Москва)

задать вопрос автору

В статье проводится разносторонний анализ и обоснование наиболее, на наш взгляд, эффективного способа общения ученика и учителя в современной школе.

Грамотно построенное педагогическое общение осуществляется минимум на трех уровнях: уровне социального познания, уровне эмоционального отношения, на поведенческом уровне. [2]

Общение в школе несёт в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми. Любой вид общения в паре «учитель - ученик», независимо от ситуации, является воспитывающим. Влияние личности педагога на ученика в наибольшей степени проявляется в личных контактах. Именно здесь реализуется сила убеждения, привлекательность личности педагога. От учителя требуются особые способности и умения коммуникации, поскольку воспитание осуществляется в результате духовной общности воспитателя и воспитуемого - только так могут передаваться накопленные человеческие ценности культуры. [2]

В большей степени выбор средств взаимодействия учителя и ученика зависит от информационно-коммуникативной и психологической культуры учителя, включающей в себя следующие качества:

Для формирования информационно-коммуникационной культуры учащихся большое значение имеет стиль общения учителя. Можно выделить несколько типичных стилей взаимодействия педагога с учениками: императивный (авторитарный), демократический, либерально-попустительский. Дадим им краткую характеристику.

Авторитарный стиль общения представляет собой требование безусловного, неукоснительного подчинения и определяет для ребёнка пассивную позицию: учитель стремится манипулировать классом, ставя главную задачу организации дисциплины. Авторитарный стиль по своему механизму ставит учителя в позицию отчуждения от учеников, которая характеризуется эмоциональной холодностью, лишающей ребёнка близости, доверия. Этот стиль разъединяет детей при достижении учебных задач, так как каждый испытывает напряжение и неуверенность в самом себе. Этот стиль подавляет инициативу школьников и не развивает мотивации целенаправленного управления своим поведением. [2]

Учитель, владеющий демократическим стилем общения, стремится поставить учеников в отношения сотрудничества при решении учебных задач, показывает школьникам ценность сотрудничества в совместной деятельности, стремится учесть индивидуальные особенности и личный опыт школьников, их активность и потребности.

Нормы поведения, которые необходимо соблюдать в ходе обсуждения учебных заданий, не являются для детей тягостной повинностью, поскольку демократический стиль в первую очередь порождает мотивы сохранения хороших отношений с учителем, мотивы учебной деятельности, мотивы сотрудничества со всем классом, а также развивает положительную рефлексию - способность соотносить своё поведение с последующими результатами и стремление так строить своё поведение, чтобы оно помогало работе всего класса, учителя и самого ребёнка.

Либерально-попустительский стиль общения не позволяет обеспечить дисциплину, не способствует организации и совместной деятельности детей - нормативное поведение детей просто не организуется. Этот стиль не дает возможности пережить детям радость совместной деятельности, продуктивной дисциплинированности. Он не обеспечивает позитивных условий для развития личности школьника.

Применение компьютеров в обучении создает предпосылки для изменения учебной среды, что характеризуется вариативностью информации, доступом к ней без участия учителя. Использование компьютера усиливает обратную связь, изменяет ведущую функцию педагога, - он выступает как организатор самостоятельной учебной деятельности, обеспечивает условия работы, указывает общие направления, поощряет учеников и делится с ними своими знаниями.

Использование ЭВМ обеспечивает развитие таких качеств учащихся, как познавательная самостоятельность и активность. У школьников возникает представление о том, что они полностью управляют своей учебной деятельностью. Это очень важный психологический фактор, обеспечивающий более активный режим обучения. [1]

В реальной действительности каждый учитель в практику своего общения с детьми вносит элементы всех стилей. Но всё-таки какой-то стиль доминирует в его деятельности и общении. Краткое описание педагогических стилей общения позволяет сделать вывод о том, что единственно продуктивным стилем, способствующим актуализации коммуникативно-нравственной культуры, является демократический стиль, поскольку именно он создаёт условия для всестороннего развития ребёнка. [2]

Литература:

  1. Харунжева Е.В. Формирование информационной культуры старшеклассников на основе интегративного подхода: Дис… канд. пед. наук. Киров, 2003. – с.63-71
  2. Веселкова О.А. Педагогические условия актуализации коммуникативно-нравственной культуры младших школьников: Дис. … канд. пед. наук. Омск, 2000. - С. 24