Рейтинг@Mail.ru

«БРОСОК ВПЕРЕД» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

Бирюкова Т.Е., Морозова Е.С.

МОУ «Гимназия им. Н. В. Пушкова», г. Троицк Московской области

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед)

Этимологический словарь

Среди многочисленных инновационных методик и технологий, в последнее время особое внимание стал привлекать метод проектов. И это не случайно. Ведь ни для кого не секрет, что данная методика предназначена для развития мышления, закрепления навыков и социализации школьников. Метод проектов легко вписывается в ученый процесс в условиях существующей классно-урочной системы, чем и привлекает внимание.

Основная цель: подготовка человека к активной деятельности в разных сферах экономической, культурной и политической жизни общества, человека, умеющего думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладающего критическим и творческим мышлением.

Разумеется, метод проектов не панацея,… но позволю себе сравнение: для того, чтобы организм человека функционировал нормально, ему необходим набор различных витаминов и если чего-то не хватает, то налаженная работа организма дает сбой и первые признаки болезни незамедлительно проявляют себя. Например, у ребенка, даже при малейшем ударе сразу же проявляются синяки. Что это? Слабые сосуды, нехватка витамина РР. Метод лечения – принимать препараты, содержащие данный витамин, но это не значит, что и другие витамины ему не нужны. А если у человека сосуды в норме, то профилактика еще никогда не была лишней. Вы согласны?

В нашей гимназии – метод проектов и рассматривается как профилактическое средство, а иногда и как превентивные меры, чтобы дать возможность каждому учащемуся осознать полиэдративность жизни и найти свое место в ней.

Метод проектов – это целенаправленная учебная школьная или внешкольная деятельность с определённой целью, по определённой программе для решения учебных, поисковых, исследовательских, практических задач.

Учебный проект – это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, позволяющая ученику делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Деятельность в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно её осуществление. Завершается осуществление учебного проекта презентацией полученных результатов.

Хочу проиллюстрировать теорию примером. Если применить типизацию, то данный проект можно описать следующим образом: ознакомительно - ориентировочный, творческий, непосредственный, внутренний, групповой, долгосрочный, межпредметный и мультимедийный. Называется этот проект просто: «Открытый космос», в состав рабочей группы входят ученики 3-х, 6-х, 8-х и 10 классов. Работа идет по разным направлениям, это и изучение искусственной среды обитания человека в космическом пространстве, и изучение истории отечественной космонавтики, и изучение азов астрономии и физики, а также изучение практического применения современной космонавтики для обыденной, земной жизни (ДЗЗ, спутники связи и т.д.). В процессе работы над проектом ребята неоднократно побывали в Мемориальном музее космонавтике, посетили лекции по пилотируемой космонавтике, которые читал действующий космонавт Кононенко О. Д., прослушали курс лекций в Институте космических исследований, посетили тематические музеи Калуги, Звездного городка, Королева. Проектанты участвовали во Всероссийских юношеских научных чтений им. С. П. Королева (дипломы I и II степени), Международного авиационно-космического салона МАКС (диплом III степени и лауреат выставки МИНИМАКС), Всероссийской выставки научно – технического творчества молодежи НТТМ (дипломы I степени), Межрегиональный конкурс фантастического рассказа и рисунка «Эра фантастики – 14» (I, II, III места), Межрегиональной реферативной конференции «Веговские чтения-18» (III место и поощрительный приз), Межрегиональной научно-практической конференции «Космический патруль» (I место и поощрительный приз), Открытой конференции школьников «Зов Вселенной» (I, III места). Ребята из 10а класса – участники проекта, так же являются членами гимназической киностудии. Работая над проектом, они выпустили несколько тематических фильмов, это и музыкальный видеоролик для детей «Музыка сфер» (детские стихи о космосе, иллюстрированные фотографиями с телескопа Хаббл), и научно-популярный фильм «Полет к Марсу» (который занял I место в номинации «Путь к познанию» на IV фестивале школьных видеофильмов «Наш мир – детство»).

Кроме того, что участники проекта принимают активное участие в различных конференциях, они так же транслируют свои знания по данной теме товарищам. Старшеклассники периодически читают лекции в младших классах, а иногда, даже показывают театрализованное представление (например, на презентации «Миссии на Марс» присутствовал сам бог войны и задавал вопросы аудитории).

18 марта 2010 года в Мемориальном музее космонавтике (ММК) состоялось мероприятие, посвященное 45-летию со дня выхода человека в открытый космос. В музей пришли участники тех событий, российские космонавты, ученые. Несколько человек из нашей группы были тоже приглашены. Им повезло, они услышали рассказ А. А. Леонова, увидели документальный фильм, и даже примерили рукав настоящего скафандра. В апреле этого года, одна из рабочих тетрадей для занятий по орбитальной космонавтике (разработанная Всероссийским детским молодежным центром им. С. П. Королева ММК в содружестве с нами) была отправлена на Международную космическую станцию.

Так на примере проекта «Открытый космос» можно показать, что проектная деятельность способствует развитию интегративной культуры учащихся, позволяет дифференцировать и индивидуализировать подходы к развитию творческих способностей, как в области науки, так и искусства. Удовлетворяя познавательный интерес и природную любознательность, учащиеся получают возможность к самореализации и социальной адаптации.