Рейтинг@Mail.ru

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОНИМАНИИ «ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ» УЧИТЕЛЯМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Румянцева И.В.

МОУ средняя общеобразовательная школа № 65 с углубленным изучением английского языка,г. Ростов-на-Дону

задать вопрос автору

Статья посвящена развитию информационной компетенции учителей иностранного языка средней общеобразовательной школы. Анализируя анкеты учителей и учащихся, автор показывает позитивные изменения в мотивации применения информационных технологий на уроках иностранного языка при условии оказания педагогам соответствующей методической поддержки.

В соответствии с федеральными государственными стандартами общего образования второго поколения учителям иностранного языка необходимо использовать электронные учебники, практикумы, мультимедийные обучающие программы «для работы над языковым материалом, для развития основных видов речевой деятельности, для осуществления в разных формах текущего и итогового контроля подготовки учащихся по иностранному языку» [4, с. 144].

Таким образом, для подготовки и проведения современного урока учитель английского языка должен обладать не просто компьютерной грамотностью, что означает владение минимальным набором знаний и навыков работы на компьютере [5], а обладать «информационной компетенцией», то есть должен уметь использовать широкий спектр информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку и культуре [6].

На сколько учителя готовы сегодня внедрять современные информационные технологии, ставить содержательные задачи и эффективно использовать компьютер?

Проведенный нами опрос фокусной группы учителей иностранного языка (30 человек) г. Ростова-на-Дону показал:

Нами также было проведено анкетирование 65 выпускников 11-х классов Ростова-на-Дону с целью опосредованной оценки использования компьютера учителями на уроках английского языка.

Обучающиеся при таком подходе оценивают ни качества и умения учителя, а свое отношение к учебному процессу, по которому можно судить о деятельности учителя [3, с.6]. Результаты анкетирования представлены в Таблице 1.

Таблица 1. Статистика ответов учащихся на вопросы анкеты

№ п/п Объект исследования %
1. Сколько ваших учителей использовали компьютер для подготовки домашнего задания 51
2. Сколько учителей использовали компьютер на уроке 41
3.

Как часто учителя применяли компьютер

1 – 2 раза в месяц

3 – 4 раза в полугодие

1 – 2 раза в учебный год

55

27

13
4.

Компьютер использовался:

слишком часто

слишком редко

адекватно

2

9

89
5.

Нравилось ли вам работать на компьютере:

да

не очень

нет

не знаю

93

2

2

3
6.

Считаете ли вы использование компьютера ценным ресурсом:

да

не очень

нет

91

7

2

Как видно из таблицы большинство учащихся положительно относятся к использованию учителями компьютера при изучении английского языка, однако за годы обучения в школе только половина учителей использовали компьютер для выполнения домашнего задания и менее половины использовали его на уроках. Половина учителей применяли компьютер 1 – 2 раза в месяц, остальные еще реже. Из ответов на открытые вопросы: «При изучении каких тем использовался компьютер? Почему вам нравится/не нравится использовать компьютер при изучении английского?» 100% учащихся ответили, что использовали его при подготовке проектов по культуре России и англоговорящих стран, работа с компьютером была интересной, помогла расширить и углубить знания английского, сделала уроки более яркими и красочными, способствовала быстрому усвоению нужного материала. Однако никто из учащихся не отметил важность использования компьютера в обучении лексике, грамматике, фонетике, чтению, устной речи, письму, никто не упомянул об использования Веб 2.0 при изучении английского языка. Причина этого в недостаточной информационной компетентности учителей, технологических и организационных проблемах, которые сегодня еще не решены.

Следует отметить, что учителя включаются в процесс информатизации с осторожностью. А.В. Зубов и И.И. Зубова называют некоторые причины, к которым относят отсутствие:

Кроме этого, сегодня распространено мнение, о том, что учащиеся владеют ИКТ лучше своих учителей, поскольку принадлежат к «аборигенам цифрового мира». Так называют молодых людей, родившихся в конце 20 века и позже, воспринимающих Интернет и мобильные телефоны как должное. Остальные принадлежат к «эмигрантам цифрового мира» и его «изгнанникам» [c.3, 2]. Это мнение часто является фактором, порождающим у учителей неуверенность в своих возможностях применять ИКТ на уроке. Преодолению этого комплекса способствуют самоанализ образовательного процесса и сотрудничество с учениками, коллегами, так как помогают открытию новых способов обучения при помощи компьютера.

Многие учителя неоднократно слышали термин «информационная компетенция», однако затрудняются ответить, что это значит для их практической деятельности. В течение каникул текущего учебного года мы провели ряд мастерских для учителей английского языка, показав на практике, каким образом ИКТ могут принести позитивные изменения в их уроки и предложили самим учителям дать определение «информационной компетенции учителя английского языка», соответствующее их профессиональным взглядам. На основании этих определений было сформировано следующее содержание информационной компетенции учителя английского языка:

Большинство исследователей интересуются потребностями и мотивацией учащихся, потребностям учителей не уделяется достаточного внимания, что представляется нам не совсем корректным, поскольку ни один компьютер, являясь средством обучения, не может заменить учителя. Приведенное компилятивное содержание информационной компетенции учителя английского языка отражает современные практические потребности учителей, так как составлено ими самими. Следует отметить, что еще несколько лет назад эти потребности ограничивались программами Word, Power Point и Publisher. Заметим, что компьютерное тестирование не было включено в содержание компетенции, так как учителя пока еще относятся к нему с недоверием.

Резюмируя полученные нами данные и результаты приведенных исследований, можно сделать следующее заключение.

Учителя необходимо поддержать в развитии информационной компетенции, так как он может быть профессионалом в обучении иностранному языку, но новичком в применении компьютера на уроке. Проблемы, стоящие перед учителем, образующие его мотивацию и отношение к применению ИКТ, глубоки и сложны, они затрагивают его на личностном уровне. Необходимо выявлять потребности, трудности и желания учителя, вовлекать его в работу мастерских, в которых он не только в теории узнает о возможностях позитивных перемен в образовательном процессе, но и сам конструирует материалы для своих уроков.

Литература

  1. Букин Максим. Аборигены цифрового мира [Электронный документ] // PC Week/RE, №14 (620), 22 апреля – 28 апреля 2008 URL: http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=108840&phrase_id=101638. Проверено 8.01.2010
  2. Зубов А.В., Зубова И.И. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2009. – 144 с.
  3. Лебедева Е.А. Оценка качества учебного процесса и деятельности преподавателя по показателю «Удовлетворенность потребителя»: Автореферат диссертации … кандидата педагогических наук. Новосибирск, 2004. – 20 с.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 – 9 классы. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. – 144 с. – (Стандарты второго поколения).
  5.  Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру URL: http://slovari.yandex.ru/dict/gl_natural. Проверено 24.01.2010
  6. Evstigneev M.N., Sysoyev P.V. Information Competence of Foreign Language Teachers: Experiment in Teacher-Training Program // Abstracts for the XV NATE international conference. – Kazan: Kazan State Power Engineering University, 2009. – 264 p.