Рейтинг@Mail.ru

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Пронуза Н.В.

ГОУ СОШ № 1098, г. Москва

задать вопрос автору

Применение информационных технологий усиливает познавательные способности школьников: образное, критическое, творческое мышление; улучшает качества мышления: широту, глубину и самостоятельность мышления, увеличивает гибкость мысли, быстроту и критичность ума; а также развивает оригинальность мышления. Все вышеуказанное обусловливает актуальность экспериментальной деятельности: «Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий на уроках физики», которую автор проводит в течение нескольких лет. Решаются следующие экспериментальные задачи:

На основе электронного пособия «Молекулярная физика» разработан урок в виде лабораторной работы по теме «Экспериментальное подтверждение газовых законов», который успешно проводится в течение четырех лет. Цель урока: закрепить знания, полученные ранее в теме «Газовые законы в молекулярно- кинетической теории» в процессе выполнения компьютерных лабораторных работ. Помимо образовательных, развивающих и воспитательных задач выделены здоровьесберегающие. Изменена структура урока, урок состоит из девяти этапов с четким указанием времени; 18 минут дети работают за компьютером с перерывом в 11 минут. К уроку разработан новый дидактический материал: временная карта к уроку, вопросы к предстоящей беседе с учениками, индивидуальные карты учащегося с четким указанием вида деятельности учащегося и времени работы по каждому виду, тесты для диагностирования знаний учеников с последующей коррекцией.

Мы выделяем еще одну задачу, наверное, главную – это развитие некоторых свойств, характеризующих особенности творческой познавательной деятельности. К ним относятся: быстрота — способность высказывать максимальное количество идей, способов решения той или иной проблемы, причем здесь важно их количество, а не качество; гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, например, связанные с использованием объектов, методов и другое; оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи, отдаленные ассоциации, находить необычные ответы, отличающиеся от общепринятых; точность – способность совершенствовать продукт творчества, добавляя детали, стремиться к завершенности.

Автор считает, что новые информационные технологии обучения открывают большие возможности для развития мышления учащихся путем создания информационной образовательной среды, использования соответствующих ЭОР по физике с применением разнообразных методов и приемов новых информационных технологий: виртуальная демонстрация явлений, физический эксперимент, лабораторный практикум, тестирование, моделирование различных физических процессов, применение нелинейных алгоритмов, решения пошаговых задач, применение графического метода при решении задач и другие.

Помимо уроков ИКТ используются на индивидуальных занятиях с учащимися при подготовке: к олимпиадам по физике, к государственной итоговой аттестации, к Единому государственному экзамену.

При этом хорошо себя зарекомендовали электронные учебные модули (ЭУМ) портала ФЦИОР http://fcior.edu.ru/, которые используются как при самостоятельной подготовке учащихся, так и в классе при тестировании (используются модули практики «П» и модули контроля «К». Для заданий учащихся создан сайт учителя физики, на котором указаны рекомендуемые ЭУМ, указаны модули для самостоятельной работы и приведены рекомендации по методам их применения. Постоянно проводится мониторинг знаний учащихся и тестирование уровня развития мышления учащихся. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что применение ЭУМ по физике существенно расширяют объём контролируемого учебного материала, развивают у учащихся навыки самооценки результатов деятельности и повышают системность знаний и качество знаний и влияют на развитие мышления учащихся и увеличение критичности мышления учащихся и прямое и косвенное воздействие на развитие качеств мышления: быстроту, гибкость, точность.

Исследования развития мышления учащихся автор данной работы проводит в начале каждого учебного года с целью выявления динамики в сентябре и апреле. Результаты испытаний обрабатываются и представляются в виде таблиц и диаграмм. В докладе будут приведены результаты экспериментальной деятельности.