Рейтинг@Mail.ru

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Пономарева Н.И.

Лицей №6 «Парус», г. Дзержинский Московской обл.

задать вопрос автору

В современной школе необходимы уроки, ориентированные на самопознание и самоопределение личности обучающихся. Девизом к ним, если перефразировать И.С. Тургенева, могут стать слова «открывая писателя, поэта, мы открываем самих себя».

Важно помочь ученику раскрыться, необходимо помнить об особенности его возраста, важно суметь помочь ученику осознать себя неповторимой личностью.

Удивить современных детей сложно. Они искусно владеют виртуальным общением, к их услугам мобильная связь, кабельное телевидение, интернет. Для современного учителя в данный момент самым главным является умение воспитать личность высокоинтеллектуальную, умеющую отличать подлинную культуру от мнимой.

Как же сделать урок таким интересным, чтобы увлечь учащихся, дать им необходимый багаж знаний. В этом, конечно же, помогают информационно-коммуникационные технологии. Материал, излагаемый учителем, не только проецируется на экран, но и позволяет учащимся лучше усвоить его, глубже проникнуть в суть проблем, поставленных перед ними. Удобно выводить на экран характеристики героев, план комплексного анализа текста — это позволяет экономить время.

Материал для презентаций составляю сама, привлекаю к этой работе детей, пользуюсь интернетом, беру материал для работы из электронных учебников.

Электронная библиотека позволяет копировать необходимые цитаты и вставлять их в создаваемые тексты при анализе эпизодов из произведений, при анализе стихотворного или прозаического текста.

Использую:

Все эти материалы необходимы при проведении интегрированных уроков, таких, как «литература — МХК»; «литература — физика»; «литература — география» и многие другие.

Использую интерактивные материалы: тренажеры, различные электронные пособия, они помогают сочетать принципы коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Выполнение заданий по теме может проводиться в малых и больших группах, в постоянных и сменных парах.

Использование интерактивной доски стимулирует организацию коллективной работы, в этом ее преимущество перед учебной работой с персональным компьютером, которая строится обычно по индивидуальному принципу «каждый сам за себя», каждый выполняет свой вариант тестового или практического задания. Интерактивная же доска возвращает нас к классике дидактики, так как все большее значение приобретают ответы у доски, коллективные обсуждения изучаемых проблем.

Успешная реализация современных требований к уроку русского языка естественно во многом зависит от качества дидактического материала, его насыщенности изучаемыми явлениями языка. С его помощью нужно показать, какими возможностями, кроме образовательных, располагают уроки русского языка для нравственного и эстетического воспитания, культуры речевого общения, а также развития познавательных способностей. Для анализа необходимо брать тексты, воспитывающие любовь к Отечеству, к его истории. Большинство связных текстов имеют задания для многоаспектного анализа. Это работа по определению признаков стиля речи, основной мысли высказывания, придумывания названий, определения авторской позиции. Все это необходимо для успешной сдачи ЕГЭ, так как задания, предлагаемые выпускникам, требуют от них умения определять роль изобразительно-выразительных средств языка, стилистических фигур. Также необходимо развивать интерес к слову, знакомить с изменениями, происходящими в языке.

Например: из истории слова «вдребезги».

Наречия в языке возникли позже других слов. Они нередко восстанавливают историю давно забытого слова, помогают понять, что язык постоянно изменяется, в нем происходят процессы отмирания одних слов и рождения других слов.

Так в древнерусском языке употреблялось существительное «дребезг» со значением «черепок, осколок». От данного существительного в винительном падеже множественного числа с предлогом образовалось наречие «вдребезги».

Использование мультимедиа технологий повышает эффективность образовательного процесса, делает его увлекательным, более насыщенным, продуктивным. Успешным урок будет лишь тогда, когда каждый учитель не устанет совершенствоваться, постигать новое, будет грамотно использовать все богатство дидактических, развивающих возможностей информационных технологий.