Рейтинг@Mail.ru

ТЕХНОЛОГИИ ВЕБ 2.0 В ОБРАЗОВАНИИ. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Осипова С.Ю.

НОУ «Интернэшнл Тренинг Програмс», г. Москва

задать вопрос автору

Данная статья рассматривает вопросы необходимости использования Веб 2.0 технологий для образования. Приводятся характеристики Веб 2.0 сервисов, которые учитываются педагами во всем мире. Обсуждаются новые требования к личности педагога и учащихся.

Джон Дьюи [2] в 1938 году писал, что образование должно восприниматься как основная форма участия индивидуума в интеллектуальной жизни общества: «Образование – это социальный процесс; образование – это рост; образование – это не подготовка к жизни, это сама жизнь». Педагоги-теоретики современности Марлен Скардамалия, Карл Берайтер, Джин Лэйв и Этьен Венгер [3] давно обсуждают, что «отделение реального жизненного опыта от образования не только губительно для обучения, но и ограничивает возможности обучающихся вносить вклад в интеллектуальные процессы, происходящие в мире». С появлением технологий Веб 2.0 реальный мир приходит в школу.

 Веб 2.0 технологии коренным образом меняют образовательный процесс, делая его более личностным, практико-ориентированным и увлекательным. Маттиас Штёрм и другие [7] считают, что учащиеся и учителя способны участвовать в «более динамичной, коммуникативной и интерактивной среде». Варшауэр поддерживает эту идею, утверждая, что новые технологии меняют то, что люди изучают, как они это изучают и где они это делают. Соответственно, меняется роль образования и педагогов.

Еще в 2004 году Андерсон [1] утверждал, что наступает эра, когда онлайн-видео, видео- и аудио-конференции, виртуальный мир становятся доступными для сферы образования. К настоящему времени число разнообразных Веб-сервисов значительно возросло и появляется множество энтузиастов, готовых использовать в образовательном процессе такие Веб 2.0 технологии, как блоги, вики, социальные сети, ресурсы для обмена файлами, подкаст.

Для образовательных учреждений и отдельных педагогов привлекательность Веб 2.0 обусловлена радом факторов. Во-первых, они доступны по цене, очень часто бесплатны. Во-вторых, для их использования не требуется специальная техническая подготовка. Кроме того, они становятся необходимым средством подготовки учащихся к непрервывно изменяющемуся миру, где смена профессиональной траектории становится нормой и ведет к потребности в непрерывном образовании.

Ряд ученых выделяют такие характеристики Веб 2.0 технологий, важные для образовательной сферы, как персонализация, сотрудничество пользователей, сетевое взаимодействие, накопление информации и модификация контента [5].

Одной из наиболее значимых черт Веб 2.0 является обеспечение коммуникации участников образовательного процесса. Фридман пишет, что многие студенты считают процесс изучения материала наиболее эффективным в том случае, если они активно конструируют свои знания во время группового взаимодействия и сотрудничества. Он перечисляет такие характеристики онлайн-коммуникации, как существование различных точках зрения, реалистичный контекст обучения, разнообразие форм презентации знаний и возможность самоанализа [4]

Производство медиа-текста – важный компонент познавательного процесса. С помощью Веб 2.0 технологий каждый может создавать, видоизменять, стурктуировать знания для собственного использования и для удовлетворения познавательных потребностей других. Примером такого сотрудничества может служить Википедия.

С интеграцией Веб 2.0 в образовательный процесс меняются требования к компетенциям учителей и учащихся. Выделяются навыки, необходимые для работы в Веб 2.0: способность осуществлять быстрый поиск информации в Интернете, совершать открытия, взаимодействовать с другими пользователями и быть готовым воспринимать новые тенденции. В новых условиях участники образовательного процесса должны обладать информационной и цифровой грамотностью.

Литература

  1. Anderson, T. (2004). Toward a theory of online learning. Theory and practice of online learning. (pp. 33-60): Athabasca, AB: Athabasca University. Bryant, T. (2006). Social Software in Academia. EDUCASE Quarterly, 2, 61-64.
  2. Dewey, J. (1938). Experience and Education. New York: Collier. Downes, S. (Writer) (2005). E-learning 2.0, ELearn. Dutton, W. H., Cheong, P., H., Park, N. (2004). The Social Shaping of a Virtual Learning Environment: The Case of a University-wide Course Management System. Electronic Journal of e-Learning, 2(1). Retrieved from http://www.ejel.org/volume-2/vol2-issue1/issue1-art3-dutton-cheong-park.pdf
  3. Forte, A., Bruckman, A. (2007). Constructing text: wiki as a toolkit for (collaborative?) learning. Paper presented at the WikiSym, Montreal, Canada.
  4. Freedman, T. (2006). Coming of age: An introduction to the new world wide web. Available from http://www.terry-freedman.org.uk/free_web2/Coming_of_ageV1.pdf
  5. McLoughlin, C., Lee, M. W. (2007). Social software and participatory learning: Pedagogical choices with technology affordances in the Web 2.0 era. Paper presented at the ascilite, Singapore.
  6. Scardamalia (2002). Collective cognitive responsibility for advancement of knowledge. Liberal education in a knowledge society, 67-98.
  7. Sturm, M., Kennell, T., McBride, R., Kelly, M. (2009). The Pedagogical Implications of Web 2.0 In M. Thomas (Ed.), Web 2.0 and Second Language Learning. New York: Hershey.
  8. Thomas, D., Li, Q. (2008). Special Issue: Web 2.0 in Education, 199-210. Warshauer, M., Grimes, D. (2007). Audience, Authorship and Artifact: The Emergent Semiotics of Web 2.0. . Annual Review of Applied Linguistics., 27, 1-23.