Рейтинг@Mail.ru

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ

Можаева Г.В.

Томский государственный университет, г. Томск

задать вопрос автору

В докладе представлены основные результаты выполнения Томским государственным университетом проекта по формированию сетевой распределенной структуры повышения квалификации научно-педагогических кадров на базе инновационных вузов и распространения опыта российских вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий.

Реализация российскими вузами в 2006-2008 годах инновационных образовательных программ позволила накопить существенный опыт организации повышения квалификации научно-педагогических работников (НПР) для обеспечения инновационной образовательной деятельности, повышения качества и мобильности образования. Распространение этих результатов на всю систему российского высшего профессионального образования стало одной из основных задач комплексного проекта «Развитие сетевого взаимодействия инновационных вузов как основы для широкого использования результатов, полученных в ходе реализации инновационных образовательных программ, в целях более эффективного и системного развития профессионального образования и науки, укрепления их связей с реальной экономикой», организованного в 2008-2010 годах в рамках Федеральной целевой программы развития. Одним из участников проекта стал Томский государственный университет.

В рамках проекта, выполняемого ТГУ, предусмотрено формирование на базе инновационных вузов сетевой распределенной структуры повышения квалификации НПР вузов по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий, направленной на создание эффективной системы сетевого взаимодействия вузов по повышению квалификации НПР и развитию инновационной образовательной деятельности.

В ходе выполнения проекта разработана модель распределенной структуры повышения квалификации, построенная на анализе форм повышения квалификации НПР вузов, потенциала инновационных вузов и учитывающая имеющийся в России опыт организации сетевого взаимодействия между вузами и реализации совместных образовательных программ. Разработаны основные структурные элементы модели, включая организационное, техническое, технологическое и кадровое обеспечение распределенной структуры и информационной системы сетевого взаимодействия в области повышения квалификации: http://ppk.tsu.ru/

Основой организационного обеспечения модели является сеть ресурсных центров повышения квалификации (РЦПК), созданных на базе шести университетов. Механизмы взаимодействия между узлами сети (ресурсными центрами) определяют принципы саморегуляции [1]. Каждый РЦПК несёт в себе вполне определённые функционал и содержание, которые могут меняться и усиливаться при сетевом взаимодействии. Основой функционирования сети становятся различные проекты («временные связи»), формируемые на время решения стоящей перед системой задачи. При этом вертикальные связи и соподчинения узлов сети могут меняться в зависимости от решаемой задачи. Таким образом, РЦПК являются уникальными узлами сети, которые вступают во взаимодействие «по поводу» – по поводу создания совместной программы, организации распределенного обучения, выполнения научного проекта и т.д. Решение каждой задачи может сопровождаться изменениями в механизмах взаимоотношений между элементами сети и привести к формированию временной иерархической структуры или некоторого соподчинения.

Данная методология объясняет принципы функционирования распределенной структуры сетевого взаимодействия и определяет координирующую и интегрирующую функции РЦПК, необходимые для выработки единой политики по организации распространения через систему повышения квалификации НРП инновационного опыта вузов.

Для комплексного решения проблем, связанных с функционированием сетевой распределенной структуры повышения квалификации, разработан комплект проектов нормативно-методических документов, который включает рекомендации по формированию сетевой распределенной структуры повышения квалификации, по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, по разработке и реализации совместных программ повышения квалификации на основе сетевого взаимодействия: http://ppk.tsu.ru/index.php?page=text&text=doc

Разработанная модель учитывает основные принципы формирования и механизмы администрирования открытой сети инновационных вузов и включает разработку компоненты информационного и методического сопровождения повышения квалификации на основе сетевого взаимодействия вузов, разработку направлений и организационных форм совместной деятельности вузов, что имеет важное значение в развитии академической мобильности, в процессе налаживания полноценных связей между вузами в условиях вхождения в Болонский процесс [3].

В целях апробации предложенной модели разработано 28 совместных программ повышения квалификации, которые успешно реализованы в 2009-2010 годах. В разработке и апробации совместных программ с применением дистанционных образовательных технологий приняли участие более шестисот специалистов из 76 вузов, представляющих 39 регионов и 7 федеральных округов России.

Дальнейшее выполнение проекта связано с модернизацией совместных программ повышения квалификации по итогам их апробации и проведением мониторинга. Реализация проекта должна привести на системном уровне к повышению конкурентоспособности российского образования за счет масштабного использования опыта передовых вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Результаты проекта имеют большое значение для формирования открытой сети системообразующих инновационных вузов, обеспечивающей массовое распространение в системе высшего профессионального образования лучших практик и инновационных результатов, полученных инновационными вузами. Имеется хорошая перспектива устойчивого развития проекта на все уровни образования в части повышения квалификации работников образования по внедрению результатов инновационных образовательных программ и применению новых образовательных технологий.

Литература

  1. Новиков Д.А. Сетевые структуры и организационные системы. М.: ИПУ РАН, 2003. 102 с.