Рейтинг@Mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦОР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ОБРАБОТКА ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ» В 5 КЛАССЕ

Лисицына Г.О.

Государственное общеобразовательное учреждение Центр Образования №1862, г. Москва

задать вопрос автору

Описана методика использования цифровых образовательных ресурсов в школьном курсе информатики.

Сегодня использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в образовательном процессе становиться наиболее актуальным. При изучении курса информатики в 5 классе широко используется учебник Л.Л. Босовой. К этому учебнику представлен полный УМК, начиная с методички и заканчивая разработками в электронном виде, то есть полный набор ЦОР, поддерживающих этот учебник. Данный набор цифровых образовательных ресурсов носит пропедевтический характер. Он может использоваться как точка входа в предмет для школьников, приступающих к изучению информатики впервые. Рассмотрим его использование на примере изучения темы «Обработка текстовой информации» в пятом классе.

Нужно заметить, что уже к пятому классу большинство учеников умеют вводить текстовую информацию, так как это им необходимо для общения в социальных сетях. Работа же с текстовыми документами вызывает у них затруднения. При изучении темы «Обработка текстовой информации» учителем ставится следующие задачи: ввести понятие текста, как одной из форм представления информации, научить обрабатывать текстовую информацию с помощью текстовых редакторов и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Для реализации поставленных задач не обойтись без компьютерной поддержки, а именно, без мультимедийного проектора и достаточно большого арсенала цифровых образовательных ресурсов.

На первом этапе, при изучении теоретического материала целесообразно использовать презентацию, предлагаемую Л. Босовой, «Текст – история и современность», которая содержит видеоряд, поддерживающий изучаемый материал и ориентированный на диалоговый режим работы с классом, рубрику «Самое главное» и вопросы для обсуждения. Далее можно рассмотреть этапы создания текстового документа: ввод, редактирование и форматирование. При объяснении материала для большей наглядности можно использовать плакат «Подготовка текстовых документов», которым можно оформить кабинет или просто вывести на экран с помощью мультимедийного проектора.

Знакомство с программами, обрабатывающими текстовую информацию лучше начинать с текстового редактора WordPad, который всегда имеется в стандартной поставке Windows. Все приемы работы с текстовыми редакторами, которые можно освоить в рамках пропедевтического курса, реализованы в WordPad. Интерфейс этого редактора близок к интерфейсу Word, но без «излишеств». В учебнике Л. Босовой в разделе «Компьютерный практикум» практические работы направлены на отработку таких понятий как ввод, редактирование и форматирование текста. Каждая работа имеет цифровую поддержку – файлы-заготовки. Построены они по принципу: «Делай как я». Имея такие заготовки, можно экономить время при подготовке к уроку, а ученики при выполнении практикума отрабатывают необходимые умения и навыки. Но, как правило, в классе есть ученики, которые быстрее всех справляются с поставленной задачей. Для таких ребят необходимо иметь достаточное количество дополнительных заданий, подготовка которых осуществляется непосредственно учителем. Можно сделать такие практикумы более сложными в выполнении и добавляя в них задания, где необходимо применять логическое мышление. Работы компьютерного практикума основаны на изучение отдельных возможностей редактора, а обобщающая работа не предусмотрена. Поэтому итоговую практическую работу лучше составлять таким образом, чтобы ученики смогли продемонстрировать все полученные знания и умения в одном текстовом документе, демонстрируя комплексный подход к решению поставленной задачи.

Одна из наиболее важных частей практического занятия – работа с клавиатурным тренажером. Навык быстрой печати является, безусловно, полезным и его формированию в зависимости от планирования необходимо уделять максимальное количество времени. В своих методических рекомендациях Л. Босова ссылается на тренажер «Клавиатор», однако рынок сейчас переполнен цифровыми ресурсами, работающими в этом направлении, поэтому каждый учитель выбирает тренажер в зависимости от возможностей компьютера и своих поставленных задач.

В качестве итога автор данного учебника предлагает использовать интерактивные тесты, которые находятся в наборе ЦОР к учебнику. Однако, эти тесты объединяют проверку знаний сразу по нескольким темам. Так, например, в итоговом тесте всего несколько вопросов, относящихся к интерфейсу программы WordPad и обработке текстовой информации. Для проверки теоретических знаний был разработан тест, направленный на более глубокую проверку знаний и посвященный не только интерфейсу программы, но и всем этапам создания текстового документа.

Обучение с использованием готовых ЦОР обеспечивает необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся. Активное использование ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Но не следует забывать, что цифровые ресурсы направлены не только для облегчения работы учителя, но и для развития его творческой мысли и профессионального роста.

Вывод один – нужно не стоять на месте, совершенствовать свои приемы и методы и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.

Литература

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
  2. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах - 2-е изд. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010.