Рейтинг@Mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ «КМ-ШКОЛЫ» В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Короповская В.П., Нечаева К.М.

Мурманский ОИПКРОиК

задать вопрос автору

Процесс воспитания является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. Именно центральная роль классного руководителя в организации воспитательного процесса обуславливает широкий поток различной информации, использование разнообразных форм работы с различными категориями участников образовательного процесса, что требует наличия современных инструментальных средств. Одним из таких инструментов для классного руководителя может служить интегрированный информационный продукт «КМ-Школа».

Рассмотрим возможности «КМ-Школы» применительно к функциям классного руководителя [1], которые делятся на 4 группы: организационно-координирующие, коммуникативные, аналитико-прогностические, контрольные.

Организационно-координирующие функции включают в себя взаимодействие классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса. Для обеспечения связи общеобразовательного учреждения с семьей, установления контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказания им помощи в воспитании как лично, так и с помощью различных педагогических кадров учреждения (социальный педагог, педагог дополнительного образования и др) можно использовать сайт образовательного учреждения. Это ‑ универсальное и эффективное средство, позволяющее донести широкой аудитории необходимую информацию: актуальные нормативно-правовые документы, события школьной жизни, анонс предстоящих мероприятий, фотографии, проекты учеников и учителей и др. На сайте учреждения учителя и родители могут участвовать в интерактивном диалоге с администрацией школы, педагогами, родительским комитетом и членами попечительского совета.

Уникальной особенностью сайта образовательного учреждения, созданного в конструкторе «КМ-Школы», является его интеграция с ней. Это обеспечивает возможность репликации на сайт данных: расписания уроков, списков учеников, учителей и предметов, а также данных об успеваемости.

Родители могут воспользоваться sms-сервисом при подключении к информационной среде «КМ-Школа», получая информацию об успехах своих детей, о состоянии здоровья (если вдруг стало ребенку очень плохо), посещаемости, а также использовать так называемый будильник для «трудных».

Классный руководитель должен оказывать помощь родителям в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования), проводить консультации, беседы. Основной формой работы с родителями являются родительские собрания. При проведении тематических родительских собрания можно использовать в качестве информационной поддержки контент «КМ-Школы» и сайта «Школьный клуб». Уникальная структура «КМ-Школы», действующая по принципу «конструктора», дает возможность учителю не только использовать готовые методические единицы, но и модифицировать их, а также расширять контент самостоятельно, добавляя необходимые тексты, изображения, звуковое и видео- оформление.

В «КМ-Школе» учителю и обучающимся доступно 11 курсов «Развития личности», основанных на новом подходе к развитию способностей человека и формированию навыков саморазвития. Для развития коммуникативных навыков обучающихся служат курсы: «Учимся слушать», «Учимся эффективно распоряжаться временем», «Учимся оптимизму», «Учимся выступать публично». Для расширения знаний в области «искусства» можно использовать курсы «Учимся понимать музыку», «Учимся понимать архитектуру», «Учимся понимать живопись». Эти курсы обучающиеся могут проходить самостоятельно, а также при проведении учителем серии тематических классных часов. В курсах развития личности есть теоретический материал. интерактивные тренажеры и задания. Вся работа отображается в «Дневнике достижений». Таким образом, классный руководитель может не только отследить успешность обучающихся при освоении курса, но и познакомить с результатами родителей. Данные курсы классный руководитель может использовать для подготовки и проведения консультаций для родителей по проблемам их детей.

Взаимодействие классного руководителя с другими работниками общеобразовательного учреждения, организация воспитательной работы с обучающимися через проведение различных мероприятий может быть реализована с помощью материалов сайта образовательного учреждения, электронного журнала, «Методического кабинета» и других сервисов. «Методический кабинет» — общий информационный ресурс сотрудников образовательного учреждения в «КМ-Школе», с помощью которого можно обмениваться материалами. Каждый учитель может создать в нем свою личную папку (систему папок) и выбрать участников педагогического коллектива, которым будет предоставлен к ней доступ. В папках можно хранить методические, нормативные документы, различные отчеты, тесты и тренинги для выявления межличностных отношений между обучающимися и др. Из «Методического кабинета» есть выход в раздел «Работы учителей» сайта «КМ-Школы», где находится коллекция внеурочных занятий, разработанных учителями, которые также можно использовать в работе, а также получить оперативную информацию о конкурсах, организованных как для учителей, так и для учащихся, проводимых компанией ООО «КМ Образование».

В функции классного руководителя входит организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива. Возможности «КМ-Школы» позволяют реализовать педагогическую поддержку и сопровождение индивидуальных образовательных программ для каждого учащегося; использовать электронный образовательный контент «КМ-Школы» для самостоятельной работы и дополнительного образования; подготовиться к поступлению в ВУЗ с использованием репетиторов по ЕГЭ; участвовать в Интернет-олимпиадах и конкурсах; сформировать и сопровождать свой электронный портфолио. В классе могут быть обучающиеся с особым режимом работы, а именно, с обучением на дому. Таким учащимся можно предложить использовать удаленное рабочее место (УРМ учащегося) и работать через Интернет с уроками «КМ-Школы», выполнять контрольные работы, готовиться к ЕГЭ.

В АРМ учащегося есть возможность создать папку достижений - портфолио, в которой обучающийся может хранить различные материалы (тексты докладов, результаты исследований, фото, видео проведенных опытов, мероприятий и др), созданные в других редакторах, а также использованием базы знаний КМ-Школы. У классного руководителя в закладке «Классный журнал» есть доступ к папке обучающегося и он может вести учет разнообразной его деятельности, в том числе в системе дополнительного образования, демонстрировать успехи на родительском собрании или при личной беседе с родителями.

Общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса содействуют внеурочная деятельность. Для организации этой деятельности можно использовать викторины, созданные в конструкторе КМ-Школы, проекты, раздел «Обучение с увлечением», материалы сайта «Школьный клуб» Карточка доступа к Школьному клубу предоставляет всей семье возможность воспользоваться этим ресурсом. Здесь и ребенок, и взрослый найдет много интересного не только для себя, но и для совместного семейного досуга и самообразования.

Осуществлять контроль за успеваемостью каждого обучающегося в классе и за посещаемостью учебных занятий позволяет электронный журнал «КМ-Школы». К преимуществам электронного журнала можно отнести возможность добавлять комментарий к уроку, домашнее задание, работать с журналом нескольким пользователям одновременно, а также, впоследствии сформировать следующие отчеты: возрастной состав учащихся, пропуски занятий каждого обучающегося, сводная ведомость учета посещаемости, текущие отметки учащегося, отчет обученности по классу за период, рейтинг уровня обученности учащихся, отчет по успеваемости.В классном журнале есть возможность учителям-предметникам выставлять временные оценки, которые обозначаются в журнале по-особому и сразу обращают на себя внимание. Классный руководитель может поставить в известность родителей и самого обучающегося о возможности исправления. При необходимости классный журнал можно сохранить в формате MS Excel.

Работа с инструментами «КМ-Школы» дает возможность для творческой самореализации, становится эффективным средством повышения информационной компетентности [2] классного руководителя, позволяет ему проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использовать АРМ Учителя в образовательном процессе, вести школьную документацию на электронных носителях.

Литература

  1. Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя …: Приказ Минобрнауки России от 03.02.06 №21. URL: http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ruk/2234/.
  2. Об утверждении Единого квалификационного справочника, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.09 №59. URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940