Рейтинг@Mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В УЧЕБНОМ КУРСЕ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ»

Давыдова Н.А., Загорский В.В., Миняйлов В.В.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

задать вопрос автору

В работе обсуждаются вопросы организации зачета по учебному курсу «Психолого-педагогические основы преподавания химии» в дистанционной электронной форме. Особое внимание уделено предпочтениям самих студентов, а также сопоставлению результатов тестирования студентов и преподавателей химии московских школ.

Учебный курс «Психолого-педагогические основы преподавания химии» входит в программу обучения студентов Факультета Педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова и студентов Факультета Наук о Материалах МГУ имени М.В. Ломоносова. Учебная нагрузка на данных факультетах особенно высока, что обусловливает необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс с целью оптимизации распределения учебного времени студентами. В этой связи каждая лекция курса «Психолого-педагогические основы преподавания химии» сопровождается мультимедиа презентацией с основными положениями лекции в текстовом, графическом и видео форматах. Все эти презентации и другие документы заинтересованные студенты могут получить на любом носителе. Зачет по данному курсу с 2009 года проходит в дистанционной электронной форме на базе системы дистанционного обучения (СДО) Химического факультета МГУ, работающей на программном обеспечении «ОРОКС», разработанном в Московском государственном институте электронной техники (технический университет) (МИЭТ).

Используемая СДО позволяет включать в зачет задания разных типов. Наш зачет состоит из 5 тестов из заданий по материалам лекций. К каждому заданию предлагается от 4 до 10 вариантов ответов, из которых правильных ответов может быть от 1 до 4-10 соответственно. Тесты снабжены видеороликами с демонстрациями различных сложных педагогических ситуаций, а также демонстрациями химических экспериментов, где нарушена техника безопасности и перед учащимся ставится задача эти нарушения определить.

По завершению курса проводилось анонимное анкетирование студентов с целью выявления достоинств и недостатков внедрения ИКТ в курс. Результаты тестирования позволили наметить пути совершенствования курса «Психолого-педагогические основы преподавания химии». В частности, были выявлено положительное отношение студентов к дистанционному сопровождению курса в целом и к проведению зачета в дистанционной форме. Определены наиболее интересующие студентов вопросы педагогики и психологии, а также наиболее эффективные типы заданий зачета. Кроме того, мультимедийное сопровождение лекций и зачета по курсу студенты не только одобряют, но и предлагают увеличить долю мультимедиа материалов в курсе.

Представляет интерес также сравнение результатов одинаковых тестовых заданий зачета, выполненных студентами МГУ, прослушавшими курс «Психолого-педагогические основы преподавания химии» и преподавателями химии московских школ, прослушавших этот же курс, но в сжатой, шестичасовой версии. Студенты проходили тестирование электронным способом в СДО, преподаватели школ - на бумаге. Все преподаватели предварительно прослушали курс «Информационные технологии» и по уровню компьютерной грамотности могут быть сопоставимы со студентами. Тестирование показало существенные различия в результатах. Так, в вопросах современной техники студенты разбираются на порядок лучше своих более опытных коллег. Однако в заданиях на профессиональную химическую и педагогическую компетентность, а также в вопросах эргономики использования электронных учебных материалов лидируют опытные преподаватели.

Таким образом, практика показала, что внедрение ИКТ в курс «Психолого-педагогические основы преподавания химии» оказалось оправданным и значимым для разных категорий учащихся, но требует дальнейшего развития методической стороны применения новых технологий.