Рейтинг@Mail.ru

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Босова Л.Л.

Учреждение Российской академии образования «Институт информатизации образования» (ИИО РАО), г.Москва

задать вопрос автору

Рассмотрена история становления пропедевтического курса информатики и ИКТ в нашей стране. Выделены этапы, характеризующиеся ведущей целью изучения курса информатики младшими школьниками. Показана роль каждого этапа в решении задач информатизации образования; выявлены инновационные идеи пропедевтической подготовки в области информатики и ИКТ, значимые в современных условиях.

Идея подготовки младших школьников в области информатики и ИКТ возникла и получила поддержку в педагогических кругах одновременно с началом официального введения курса «Основы информатики и вычислительной техники» в старших классах отечественной общеобразовательной школы. С первых лет существования школьного курса информатики многие специалисты (С.А. Бешенков, В.П. Долматов, А.А. Кузнецов, Ю.А. Первин и др.) отмечали, что информатика как учебный предмет в старших классах «опаздывает» с формированием навыков использования компьютера, что многие формируемые в рамках этого предмета навыки являются не узкопредметными, а общеобразовательными. В результате, наряду с целенаправленными исследованиями, направленными на вычленение базового содержания школьного образования в области информатики и ИКТ, ориентированного на среднее звено школы, начался встречный процесс, связанный с постановкой целей и отбором содержания курса информатики для начальной школы.

Можно выделить четыре этапа становления пропедевтического курса информатики и ИКТ, определяемые основной целью его включения в учебный процесс, и систематизировать на этой основе научно-педагогический опыт в этой области (табл. 1).

Таблица 1.

Этапы становления пропедевтического курса информатики и ИКТ

Этап Период Ведущая идея, определяющая цели и содержание курсов информатики для младших школьников
I 1985–1990 Становление линии алгоритмизации в курсах информатики для младших школьников как отражение логики построения первого курса ОИВТ для старшей школы
II 1990–1995 Ориентация на развитие личности и мышления младших школьников как результат поисков собственного содержания в процессе становления непрерывного курса школьной информатики
III 1995–2000 Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе изучения теоретических аспектов информатики
IV 2000–2004 Выявление подходов к формированию информационной грамотности младших школьников в процессе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

Представим характеристику каждого этапа с точки зрения его вклада в: становление непрерывного курса информатики и ИКТ; осознание возможностей и значимости пропедевтического курса информатики и ИКТ в развитии интеллектуального потенциала обучаемых, формировании у них общекультурных и общеучебных умений.

I этап: достаточно быстрая трансформация содержания информатики в младших классах, связанная с перестановкой акцентов с программирования на алгоритмизацию, с использованием потенциала алгоритмизации для развития мышления учащихся; приобретение целями обучения информатике в начальной школе общекультурного характера, связываемого с развитием личности и мышления ребенка; потребность кардинального пересмотра стихийно сложившихся содержания и методики преподавания информатики в младших классах.

II этап: широкое распространение «развивающих» курсов, ориентированных на общее интеллектуальное развитие младших школьников; официальное признание целесообразности пропедевтического изучения информатики и ИКТ, рассмотрение его в контексте непрерывного курса школьной информатики; выявление психолого-педагогических и содержательно-методических требований к обучающим программам, в которых во главу угла ставилась конкретная дидактическая задача, и тщательно отбирались возможности компьютерных технологий, требуемые для её решения; включение в курсы информатики для младших школьников работы с обучающими программами по математике, русскому языку, естествознанию и др. предметам.

III этап: размежевание задач формирования компьютерной грамотности и изучения основ информатики; формулирование целей пропедевтической подготовки школьников по информатике, связываемых с формированием общеучебных умений и навыков учащихся, развитием их интеллектуального потенциала в процессе изучения теоретических аспектов информатики; широкое распространение в начальной школе «безмашинных» курсов информатики; разработка нормативной базы (наличие программ пропедевтических курсов информатики, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации) и отвечающих ей учебных пособий; разработка методических подходов к преподаванию пропедевтического курса информатики, учитывающих возрастные особенности младших школьников; появление учебно-методического обеспечения для курса информатики и ИКТ в 5–7 классах. Таким образом, были созданы необходимые условия для широкомасштабного разворачивания обучения младших школьников информатике в наступающем XXI веке.

IV этап: постановка задачи формирования информационной грамотности как одного из важнейших результатов обучения в начальной школе; переход от организации учебного процесса в инициативном порядке к работе в рамках, заданных приоритетной целью и примерным описанием содержания пропедевтического курса в процессе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2002–2004 гг; стабилизация на этой основе содержания и выработка методики преподавания информатики в начальной школе; определение состава учебно-методических комплектов (УМК), поддерживающих пропедевтическое изучение курса информатики и ИКТ (программа курса, учебники и рабочие тетради или учебники-тетради для учеников, методическое пособие для учителя, программное обеспечение на CD); реализация новых идей в содержании и методике в новых курсах информатики для начальной школы. В принятом в 2004 г. федеральном компоненте государственного образовательного стандарта информатика уже была представлена на всех ступенях школьного образования, хотя её изучение в 5–7 классах могло быть реализовано только за счёт регионального или школьного компонентов.

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества представляет интерес роль каждого этапа становления пропедевтического курса информатики и ИКТ в решении задач информатизации образования: отождествление деятельности по обучению младших школьников основам информатики и информатизации на соответствующей ступени образования (I этап); включение в курсы информатики для младших школьников работы с обучающими программами по математике, русскому языку, естествознанию и т.д. как первый шаг в использовании средств ИКТ в предметных областях (II этап); размежевание задач формирования компьютерной грамотности и изучения основ информатики, приоритетное изучение теоретических аспектов информатики, формирование на этой основе методологической базы применения информационных технологий (III этап); формирование информационной грамотности младших школьников в процессе пропедевтического изучения предмета «Информатики и ИКТ» как один из важнейших результатов обучения в начальной школе в условиях информатизации образования.

Поэтапное сопоставление ведущих идей курсов информатики для младших школьников и задач общеобразовательного курса школьной информатики позволяет заключить, что в содержательном плане пропедевтические курсы информатики, как правило, выстраивались под влиянием курса информатики для старшей школы. Вместе с тем, курсы информатики для младших школьников никогда не являлись его точной проекцией, развивались своим собственным путем и в ряде случаев служили своеобразным полигоном для отработки инновационных идей, впоследствии обогащавших не только информатику, но и другие предметы. Благодаря концептуальной целостности, направленности на реализацию инновационных идей многие из курсов информатики для начальной школы, созданные в рамках рассмотренных выше этапов, выдержали испытание временем и, частично трансформировавшись, успешно используются до сих пор (Ю.А. Первин и др. – ПМК «Роботландия»; А.В. Горячев и др. – УМК «Информатика в играх и задачах» для 2–4 классов; А.Л. Семенов и др. – УМК «Информатика 2–4»; Н.В. Матвеева и др. – УМК «Информатика» для 2–4 классов).

Можно выделить инновационные идеи, характеризующие каждый из представленных выше этапов (табл. 2).

Таблица 2.

Инновационные идеи пропедевтических курсов информатики и ИКТ

Этап Инновационные идеи курсов информатики для младших школьников
I Формирование операционного стиля мышления учащихся начальной школы.
II Формирование методологической базы применения информационных технологий при активном развитии личности и мышления школьников.
III

Рассмотрение курса информатики как системообразующего элемента всей начальной школы, интегрирующего различные дисциплины и создающего для них интеллектуальную основу.

Ориентация курса информатики в 5–7 классах на формирование умения учиться.
IV Изучение основ системного анализа, умения систематизировать информацию; освоение элементов «Теории решения изобретательских задач».

Следует отметить, что в своё время эти идеи носили опережающий характер; осознание их значимости для общего образования в наибольшей степени происходит в наше время, в условиях становления инновационной системы образования, адекватной современным запросам личности, общества и государства.

Литература

  1. Босова Л.Л. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ: опыт, современное состояние и перспективы. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 271 с.