Рейтинг@Mail.ru

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Босова А.Ю.

МОУ «Учебно-методический центр» Истринского района Московской области

задать вопрос автору

Представлена программа (цели, задачи, содержание) факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5–6 классов.

В стандартах второго поколения большое внимание уделяется внеурочной деятельности – специально организованная деятельности обучающихся в рамках вариативной части базисного учебного (образовательного) плана, которая может быть организована в виде экскурсий, факультативов, кружков, секций, КВН, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. (standart.edu.ru).

Факультативный курс «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для учащихся 5–6 классов и нацелен на:

Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» необходимо решить следующие задачи:

Представим содержание факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся 5–6 классов

Решение логических задач в графическом редакторе Paint

Решение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.

Табличный способ решения логических задач

Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

Решение алгоритмических задач

Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.

Решение задач в виртуальных лабораториях.

Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.

Выявление закономерностей

Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».

Работа в виртуальной лаборатории.

Решение логических задач путем рассуждений

Индукция. Дедукция.

Задачи о лжецах. Логические выводы.

Решение комбинаторных задач

Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.

Разработка выигрышных стратегий

Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.

Программа и учебно-методическое обеспечение факультативного курса «Решение занимательных задач по информатике» представлены на сайте http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/.

Литература

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Погребняк Л.А. Практикум по компьютерной графике для младших школьников // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 5–2009. – М.: Образование и Информатика, 2009.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Факультатив «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся V–VI классов // Информатика и образование. – № 1. – 2010. – С. 54–58.