Рейтинг@Mail.ru

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПРОГРАММИРОВАНИЮ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Сенкова Т.Н.

Центр новых педагогических технологий Министерства образования Московской области, г. Троицк Московской обл.

задать вопрос автору

В связи с бурным развитием информационных технологий в последние годы, профессионально ориентированным школьникам приходится усваивать всё большее количество информации, так как основные понятия и концепции, разносторонность мышления намного легче закладываются и формируются в детском возрасте. Не исключением является и освоение принципов объектно-ориентированного программирования (ООП), подходы которого занимают всё большее место среди подходов других парадигм программирования. Еще Алан Кей, разработчик языка программирования, в котором впервые был применен объектно-ориентированный подход, отметил, что имеющим опыт людям их представления часто мешают восприятию объектно-ориентированных идей программирования, в то время как новичков обучить принципам ООП довольно легко.

Для успешного усвоения учащимися средней школы, курс должен быть не только практической направленности, то есть сконцентрированным на решении большого количества задач с введением нового теоретического материала в процессе их решения, но и интересным и мотивирующим.

Этого удалось добиться, обучая детей программированию в процессе создания собственных игр и симуляций. В качестве рабочей среды программирования используется свободно распространяемый инструмент Greenfoot, разработанный в Университете Кента, Великобритания, и Университете Дикин, Мельбурн, Австралия. Инструмент представляет собой визуальную оболочку для создания собственных игр на Java, предоставляя детям возможность концентрироваться на алгоритмических особенностях написания своих программ, не отвлекаясь на написание графики и интерфейсов.

Курс рассчитан на учеников 6-9 классов и подходит как для новичков в программировании (так как все принципы и методы объясняются с нуля), так и для учеников, знакомых с другими стилями программирования. В последнем случае курс послужит расширению их кругозора.

В отличие от большинства стандартных курсов, здесь избегается введение большого количества абстрактной информации, которая обычно не усваивается детьми такого возраста и делает курс для них чересчур академичным и скучным.

Начинается курс с изучения и разбора готового сценария. Дети получают самые базовые представления о таких понятиях, как класс и объект. Им предлагается вручную создать экземпляр имеющегося класса, поместить его в рабочее пространство, вызвать его собственные и унаследованные методы и посмотреть свойства в текущий момент времени, отследить их изменение. В конце занятия обязательно подводятся итоги того, что было на занятии изучено и с какими новыми понятиями и принципами ученики познакомились. Теоретический материал повторяется и учитель к нему возвращается вплоть до полного усвоения.

После того, как ученики разобрались в устройстве готового сценария и соответствии методов и свойств реализованных объектов написанному для них коду, предлагается изменить поведение некоторых объектов. При этом четко описывается задача и на начальном этапе максимально подробно объясняется, как это можно сделать. Все ученики сначала выполняют обязательный набор упражнений по просьбе учителя, что гарантирует минимально необходимый набор навыков и знаний, необходимый для усвоения курса. Тем ученикам, которые справляются с заданиями быстрее и с большим энтузиазмом, необходимо дать возможность проявить себя творчески и предложить им усложнить сценарий, обсудив с ними их пожелания и способы реализации. Можно подсказать им некоторые новые возможности. Таким образом, достигается необходимый личностно-ориентированный подход к обучению. При выполнении некоторых заданий по усмотрению учителя допускается помощь успевающими учениками своим товарищам. Это готовит учеников к групповой работе в старших классах.

По мере усвоения всё большего количества материала должна увеличиваться доля самостоятельно написанного учащимися кода в сценариях.

Ученик должен уметь самостоятельно определить, где, как и какой метод реализовать, как можно комбинировать и модифицировать готовые методы для реализации его собственных идей. Надо стараться давать четко определенные, но при этом допускающие широкие возможности для творчества задания, которые требуют высокого уровня компетенции учителя. К окончанию курса ученики уже владеют базовыми навыками написания программ и способны самостоятельно исправлять синтаксические ошибки. Основное время уходит только на индивидуальное обсуждение дальнейших действий ученика.

Начиная с середины курса, полезно устраивать практикумы-проверки усвоения полученных ранее навыков. Ученикам за 2-3 часа времени требуется, применяя приобретенные навыки, изменить базовый сценарий, следуя требованиям к его модификации. Завершается курс проектной работой – созданием собственного сценария.

Таким образом, курс с использованием инструмента Greenfoot является хорошей пропедевтикой к дальнейшему изучению ООП. Хотя он и не ставит целью изучение синтаксиса языка, однако у учеников появляется четкое представление о необходимости четко его соблюдать, формируется понятие переменной, типа данных, оператора, а также всех основных принципов ООП.

При наличии времени несколько последних занятий полезно потратить на работу в более универсальных средах программирования, например, Eclipse. Это даст детям понимание, что программирование позволяет решать куда более широкий круг задач.