Рейтинг@Mail.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ВЕБ-ДИЗАЙНУ

Диков А.В., Пономарева Т.Х.

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского (ПГПУ)

задать вопрос автору

Разные способы разработки веб-страниц и сайтов обусловлены отчасти разными способами обучения веб-дизайну. В тезисах рассматриваются возможные варианты организации обучения созданию веб-сайтов.

В городе Пенза ежегодно проходит конкурс веб-сайтов различных образовательных учреждений города и области. Итоги конкурса показывают, что большинство образовательных учреждений разработали веб-сайты с помощью шаблонов, предоставляемых держателями хостинга (http://narod.yandex.ru/, http://www.ucoz.ru/ и пр.), поэтому сайты в основном похожи друг на друга, что может быть и неплохо для начала. Небольшое число образовательных учреждений разработало веб-визитки посредством редакторов, способных создавать ресурс визуальными манипуляциями. Примером такого редактора является известный FrontPage от вездесущей компании Microsoft. Более продвинутые разработчики использовали профессиональный Macromedia Dreamweaver. И нашлись лишь единицы, кто сам писал код для веб-страниц.

Разные способы разработки веб-страниц и сайтов обусловлены отчасти разными способами обучения веб-дизайну. Можно выделить два способа обучения веб-дизайну:

  1. Кнопочная технология создания веб-сайта. Разработка осуществляется с опорой на визуальные возможности веб-редактора (установленного на локальном компьютере разработчика или на веб-узле держателя ресурса). В этом случае веб-кодирование не используется. Код генерируется автоматически редактором. Этим способом обучают в основном учителей-предметников и руководителей образовательных учреждений. Однако возможности дизайна здесь будут ограничены возможностями используемого редактора и, соответственно, жесткой привязанностью к нему. В основном даже самые мощные редакторы ограничиваются графической поддержкой HTML и частично CSS.
  2. Существуют небольшие библиотеки часто используемых скриптов. Однако подлинное многообразие кода с JavaScript , DOM, Ajax и php не может быть в принципе переложено на графический кнопочный интерфейс. Зельдман Д. в своей известной книге пишет: «Даже самый лучший и современный визуальный редактор все равно норовит вставить несколько ненужных атрибутов class туда, где они совершенно не нужны. Это объясняется именно тем, что это визуальные редакторы, а не люди, которые могут абстрагироваться от частностей и мыслить глобально» [1, С. 201].
  3. Кодирование. Будущие разработчики изучают языки разметки и скриптов, методы веб-программирования. Есть такие обучаемые, которые боятся даже HTML, не говоря уже о CSS, JavaScript, DOM и так далее. Однако, очевидно, что время, затраченное на изучение редактора, будет гораздо больше, чем на изучение HTML. И, кроме того, в первом случае не будет познана технология веб-дизайна. Например, то, что HTML предназначен для размещения элементов на веб-странице (формирует содержимое), а CSS служит для стилевого оформления размещенных элементов. Такое разделение уже давно перешло и на другие области ИКТ. Нажимая на кнопки редактора, обучаемый стремится быстрее достичь желаемого результата, не думая о перспективе, о потенциальных возможностях самой технологии, ограничиваясь возможностями редактора. Если возникнет срочная необходимость в редактировании или обновлении сайта, а под рукой не будет компьютера с установленным веб-редактором, то сделать желаемое окажется невозможным, тогда как знание «кода» позволяет осуществлять обновление с помощью простейших текстовых редакторов.

В Пензенском государственном педуниверситете уже несколько лет ведется курс «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии». Основу курса в соответствии с государственным стандартом составляет изучение HTML и JavaScript. Курс преподается по второму способу обучения. Написание кода первых веб-страниц начинается в простом текстовом редакторе, например, Блокнот. Никто не боится Блокнота! Студенты быстро и во многом самостоятельно осваивают технологию HTML и CSS. Необходимость использования веб-редактора возникает при изучении темы «Изображения-карты» и при подготовке индивидуального проекта.

Технология JavaScript значительно сложнее HTML и CSS. Это по сути веб-программирование. При этом браузер, как правило, не предоставляет специальных средств отладки. Те студенты, которые ранее научились программировать, не испытывают трудностей с JavaScript. Новичкам же приходится сталкиваться со всеми тяготами и тонкостями разработки и отладки. К ним добавляется некоторая несовместимость браузеров, то есть браузеры могут по разному отображать одну и ту же веб-страницу и по разному интерпретировать скрипты.

Успешно обучившиеся по второму способу могут справиться со всеми хитросплетениями веб-дизайна, тогда как владеющим навыками использования веб-редактора остается смириться с возникающими проблемами.

Литература

  1. Зельдман Д. Веб-дизайн по стандартам. М.: НТ Пресс, 2005