Рейтинг@Mail.ru

ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Роберт Ирэна Веньяминовна

Институт информатизации образования, г. Москва

задать вопрос автору

В статье раскрываются философско-методологические, социально-психологические и педагогико-технологические основания развития информатизации образования как новой области педагогической науки, которая обеспечивает сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. Информатизация образования, во-первых, интегрирует научно-практические результаты таких наук как философия, психология, социология, медицина, технические науки и, во вторых, инициирует в этих традиционных науках создание и развитие новых областей знания.

Информатизация образования рассматривается как новая область педагогической науки, включающая в себя подсистемы обучения, воспитания, просвещения, и интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические научно-практические исследования, находящиеся в определенных взаимосвязях между собой и образующие определенную целостность, обеспечивающую сферу образования методологией, теорией и практикой разработки и оптимального использования средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Становление и развитие процесса информатизации образования связано с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей, к которым можно отнести: социальную, психолого-педагогическую, технико-технологическую, в связи с чем необходимо прогнозировать философские, социальные, эмоционально-психологические последствия использования ИКТ.

В этой связи теоретико-методологические и педагогико-технологические основания развития информатизации образования, как новой области научного знания, рассмотрим в аспекте философско-методологических, социально-психологических, педагогико-технологических оснований развития информатизации отечественного образования в здоровьесберегающих условиях (см. таблицу).

Таблица

1. Философско-методологические 2. Социально-психологические 3. Педагогико- технологические

1.1. Изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения философских категорий.

1.2. Трансформация

содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия философской категории «пространство».

1.3. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке.

2.1. Наличие виртуального мира, в котором индивидом осуществляется самоидентификация и самопредставление.

2.2. Осуществление информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидами и между индивидом и интерактивным источником информации.

3.1. Изменение структуры учебного/образовательного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым/обучающимся.

3.2. Изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

3.3. Изменение учебной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса.

3.4. Динамичное развитие аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ, используемых в науке и образовании.

Остановимся на рассмотрении каждой из выявленных предпосылок, адекватно которым представим теоретические основания развития информатизации образования как области педагогической науки и практики, которая интенсивно совершенствуется в современных условиях информационного общества периода массовой глобальной коммуникации.

1. Философско-методологические основания развития информатизации образования

1.1. Изменение статуса понятия «информация» в аспекте рассмотрения философских категорий основывается на выявленных специфические свойства информации. Перечислим их.

1) Информация не расходуется при ее использовании. Это свойство обуславливает возможность неограниченного тиражирования информации. То есть информация может быть передана от А к В без уменьшения ее количества, то есть объема, находящегося в распоряжении А, а также без потери ее качества, без изменения ее содержания, без нарушения ее структуры и т.д. Это свойство обуславливает возможность многократной передачи неизмененной информации через определенные каналы передачи/циркулирования информации.

2) Возможность сбора, обработки, преобразования, передачи, накопления информации и, на этой основе, создания информационного продукта в процессе информационного взаимодействия между разработчиками без непосредственного контакта между ними (в условиях функционирования локальных и/или глобальной информационных сетей) позволяет реализовать интеллектуальный потенциал больших объемов информации (например, сосредоточенных в информационных банках/хранилищах). Это свойство информации используется распределенными коллективами разработчиков в процессе их профессиональной деятельности в компьютерных сетях для продуцирования информации/знания или для проведения научных исследований без непосредственного контакта между соисполнителями при их информационном взаимодействии.

3) Многообразие средств описания материальных и нематериальных (абстрактных, воображаемых) форм, объектов, процессов, явлений, сюжетов в смысловых, формализованных и технологических реализациях. Это проявляется в том, что информация существует в бесчисленном множестве описаний всего того, что присуще миру, так как в мире не существует ничего, что бы было невозможно описать с помощью информации, отражающей как существенные, так и несущественные признаки описываемого объекта, процесса, явления, сюжета.

Таким образом, современные исследования следует направить на философское обобщение понятия «информация», так как в настоящее время оно меняет свой статус, переходя с локального уровня интерпретации отдельными научными/предметными областями на уровень философской категории, рядоположенной основным философским категориям «материя», «пространство», «время».

1.2. Трансформация содержательной сути словосочетания «образовательное пространство» в контексте понятия философской категории «пространство» выражается в том, что в современной научно-педагогической литературе словосочетание «образовательное пространство» приобретает новые характерные черты, присущие философской категории «пространство». Перечислим эти характерные черты в контексте терминологии педагогической науки.

1) Позиционирование элемента (субъекта, объекта, процесса) на основе установленного набора параметров, описывающих конкретный элемент, принадлежащий пространству.

Позицией субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения) можно считать его служебный статус, описываемый должностными характеристиками, учитывающими, в том числе, знания и умения в области использования средств ИКТ в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, набором параметров, описывающих позицию конкретного элемента, принадлежащего образовательному пространству, можно считать набор программно-аппаратных средств и систем, научно-педагогических и инструктивно-методических материалов, необходимых для функционирования технико-технологического и информационно-методического обеспечения рабочего места сотрудника образовательного учреждения.

2) Наличие системы параметров, описывающих позицию элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству.

Системой параметров, описывающих позицию субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения), можно считать совокупность программно-аппаратных средств и систем, научно-педагогических и инструктивно-методических материалов, принадлежащих образовательному пространству, взаимосвязанных между собой, влияющих на функционирование каждого из них, и имеющих формальное описание в рамках определенного концепта технико-технологического и информационно-методического обеспечения рабочего места сотрудника образовательного учреждения.

3) Наличие аксиоматики, описывающей «поведение» элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству. Аксиоматикой, описывающей «поведение» субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения), можно считать исходные положения (перманентно-стабильные), на основе которых разрабатываются служебные (или квалификационные) характеристики сотрудника образовательного учреждения в области его служебного, научно-образовательного, административного статуса. Кроме того, условия и основания применения им научно-педагогической, учебно-методической литературы, программно-методического обеспечения, обязательного для его профессиональной деятельности и определяющее легитимность его служебного статуса.

4) Возможность изменения позиции элемента (субъекта, объекта, процесса), принадлежащего пространству, с последующим его описанием в той же системе параметров.

Несмотря на то, что профессиональная деятельность субъекта образовательного пространства (например, сотрудника образовательного учреждения) позиционируется и описывается, адекватно его служебному статусу и должностным обязанностям (квалификационным характеристикам) и заданному изначально научно-педагогическому, учебно-методическому, программно-методическому обеспечению его профессиональной деятельности, его «поведение» может изменяться в зависимости от выдвижения новых целей и задача, поставленных перед данным сотрудником, по определенным «n» направлениям. Причин для этого достаточно много в современном интенсивно изменяющемся социуме: инновационные программы обучения, появление новых технологий, активно внедряющихся в образование и т. пр.

Таким образом, в данном контексте, в современных научно-педагогических исследованиях делаются попытки переосмыслить представления о пространстве в психолого-педагогическом понимании данного термина. Так, понятие «пространство» в психолого-педагогическом контексте представляется посредством описания (словесного, формализованного) субъекта, объекта, процесса по совокупности определенных параметров, которые равнозначны по концепту и могут изменяться «n» направлениям.

Приведем в качестве примера достаточно часто применяемое словосочетание «образовательное пространство школы (вуза)». В вышеозначенном понимании у любого сотрудника (субъект образовательного пространства) образовательного учреждения на его рабочем месте, оснащенном современными средствами ИКТ с выходом в информационную сеть (локальную, глобальную), имеются равные возможности по определенным параметрам, равнозначным по концепту технико-технологического обеспечения (аппаратно-программное оснащение, доступ к информационному ресурсу, возможность осуществления информационного взаимодействия с другими пользователями, с интерактивным источником информации и т. пр.) и информационно-методического обеспечения (научно-педагогические и учебно-методические материалы, электронные учебные средства, прикладное программное обеспечение, инструментальные средства разработки приложений и т. пр.). При этом профессиональная деятельность сотрудника образовательного учреждения позиционируется и описывается адекватно его служебному статусу и должностным обязанностям (или квалификационным характеристикам). Вместе с тем, деятельность (поведение) субъекта образовательного пространства может изменяться, адекватно целям и задачам, поставленным перед данным сотрудником образовательного учреждения, по определенным «n» направлениям.

Таким образом, современные исследования необходимо направить на переосмысление представлений об образовательном пространстве (в психолого-педагогическом понимании данного словосочетания) на основе реализации системного подхода, с привлечением теории управления и определенных научно-практических достижений философских, социальных и технических наук.

1.3. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке.

Наличие традиционной реальной коммуникации между людьми, в том числе и культурной, является основной отличительной чертой человека разумного. Вместе с тем, «виртуализация» отношений между людьми третьего тысячелетия, проявляющаяся, прежде всего, в сетевом информационном взаимодействии во время работы, обучения, отдыха, позволяет выделить позитив отношений между участниками информационного сетевого взаимодействия:

Помимо этого, при создании информационного продукта территориально распределенными разработчиками следует констатировать позитив в профессиональном и коммерческом плане при замещении реальной коммуникации на виртуальную, реализованную в информационных сетях (локальных, глобальной). Это является основой возникновения научных и производственных сетевых распределенных коллективов, в том числе исследовательских, интегрирующих информацию, данные, знания многих отдельных специалистов и научных сообществ. Осуществление подобного рода глобальных распределенных исследований позволяет в кратчайшие сроки решать серьезные научные и технологические задачи мирового уровня и значения, осуществлять аналитику на базе огромного объема информационного ресурса, поступающего из многих источников, в том числе от распределенных исследовательских и производственных коллективов.

Это приводит к заинтересованности специалистов сферы образования в разработке философско-педагогических моделей замещения реальной коммуникации, осуществляемой в процессе учебной и профессиональной деятельности, на виртуальную, реализованную в информационных компьютерных сетях.

Однако, замещение реальной коммуникации на виртуальную, реализованную в информационных компьютерных сетях, сопряжено с рядом возможных негативных последствий для пользователя. Так, с точки зрения медиков, физиологов, психологов и педагогов опасны возможные негативные для физического и психического здоровья последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучаемого информационно-емким и эмоционально-насыщенным информационным взаимодействием, связанным с использованием недопустимого объема информации, представленной на экране, ее аудиовизуального качества, не соответствующего физиолого-гигиеническим нормам и индивидуальным возможностям и возрастным особенностям обучаемого; с необеспеченностью позитивным психологическим климатом информационного взаимодействия пользователя с объектами виртуальных экранных миров; с несоответствием принятым морально-этическим нормам, в том числе лексическим. Опасны также включения ситуаций, инициирующих «уход от реальности», «погружение» в яркий эмоциональный виртуальный мир, инициирующий «виртуализацию понятий» (например, пола, возраста); ориентация не на позитивные общечеловеческие нормы и ценности, не на конструктивные модели поведения в современном социуме, а на достижение поставленной цели любыми средствами и пр.

В этой связи целесообразна разработка теории и практики предотвращения возможных негативных для физического и психического здоровья последствий психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучаемого информационно-емким и эмоционально-насыщенным информационным взаимодействием.

2. Социально-психологические основания развития информатизации образования

2.1. Наличие виртуального мира, в котором индивидом осуществляется самоидентификация и самопредставление.

Современные средства ИКТ позволяют пользователю увидеть виртуальный – трехмерный и интерактивный мир более многогранным и многоаспектным, возможности которого позволяют реализовать (на базе технологий Мультимедиа, Гипермедиа, Телекоммуникации, Геоинформационные и, в перспективе, «Виртуальная реальность»):

Реализация вышеописанных возможностей виртуального мира осуществима через «встраивание» методик/технологий обучения, ориентированных на определенные цели педагогического воздействия лонгирующего характера, достаточно широкого диапазона. Перечислим основные из них:

Реализация этих целей расширяет учебную мотивацию, что позволяет активизировать учебную деятельность, создает предпосылки совершенствования образовательного процесса, развития наглядно-образного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого, теоретического типов мышления.

Помимо этого, реализация выделенных выше возможностей виртуального мира позволяет индивиду осуществлять самоидентификацию с виртуальным объектом. Например, самоидентификацию с курсором на экране, который перемещается в виртуальном трехмерном пространстве «комнаты» или с фигуркой человечка, наделенного возможностью двигаться по экрану, вступать во взаимодействие с другими объектами виртуального мира (например, «перемещать» их задавать траекторию движения и т.пр.). Наиболее ярко проявляется самоидентификация с виртуальным объектом, когда в качестве объекта выступает персонаж компьютерной игры, с которым пользователь вступает в достаточно сложные отношения соперничества, борьбы, или соревнования. При этом возможно изменение ролей, смена партнеров игры, что инициирует у пользователя состояние непостоянства образа, в который он «входит»/»вживается».

Самоидентификация индивида с виртуальным объектом всегда основана на информационном взаимодействии с другими виртуальными партнерами, «населяющими» виртуальный мир. Ими могут быть как виртуальные объекты (например, модель учебного объекта в обучающей программе или экранный партнер по компьютерной игре), так и реальные люди (партнеры по компьютерной игре, по Интернет-чатам, форумам, конференциям), вступающие в аудиовизуальный контакт и самоидентифицирующие себя с каким им угодно виртуальным объектом или образом в меру своей фантазии.

Остановимся на раскрытии сущности дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, реализация которых определяет позитивный педагогический аспект осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия:

Таким образом, главными задачами психолого-педагогических исследований по поиску позитивных решений проблем самоидентификации индивида и его самопредставления в виртуальном мире является выявление условий реализации дидактических возможностей ИКТ в процессе осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия как важных для индивида видов жизнедеятельности в современном социуме.

2.2. Осуществление информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидами и между индивидом и интерактивным источником информации.

Под информационной деятельностью будем понимать деятельность по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отображению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и скоростная передача любых объемов информации, представленной в различной форме, при реализации дидактических возможностей ИКТ.

Информационная деятельность, в основном, связана с осуществлением информационного взаимодействия, реализованного с использованием средств ИКТ, которое будем рассматривать как процесс передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-, видеоинформация) при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов, возможность выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней), при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации.

При этом информационное взаимодействие может осуществляться как между индивидами (каждый для каждого – виртуальный партнер), так и между индивидом и интерактивным источником информации/знания, который можно рассматривать в качестве виртуального партнера. При этом рассматривается два варианта осуществления информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие:

В этом случае необходима разработка научно-педагогических подходов к инициации развития таких качеств личности, как самовыражение (в позитивных аспектах) и самоактуализация, которые, несомненно, требуют от индивида определенных эмоционально-волевых усилий.

3. Педагогико-технологические основания развития информатизации образования

Остановимся на раскрытии сущности педагогических оснований развития процесса информатизации образования. Это, во-первых, изменение структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым (обучающимся), во-вторых, изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса и, в-третьих, изменение учебной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса, которые способствуют осуществлению педагогических воздействий лонгирующего характера на обучаемого (обучающегося). Рассмотрим подробно каждую из них.

3.1. Изменение структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым (обучающимся).

При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучающегося (обучаемого), так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего (учителя, преподавателя) как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется (смещается в направлении кураторства, наставничества, руководства). Время, затрачиваемое ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Обучаемый (обучающийся) также переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным преподавателем или учителем) учебной информации, ее обработки, преобразования, передачи. При этом целью процесса обучения становится не «пассивное потребление информации», а «активное преобразование информации» и в более совершенном варианте – самостоятельная постановка обучаемым учебной задачи (проблемы), выдвижение гипотезы для ее разрешения, проверка ее правильности и формулирование выводов и обобщений (например, по искомой закономерности). Это приводит к изменению структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса включает интерактивные средства обучения, реализующие дидактические возможности ИКТ, которые очень разнообразны как по технологической реализации, так и по методическому назначению. В более обобщенном смысле следует вести речь о педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, использование которой на современном периоде развития информатизации образования очень многоаспектно. К такой продукции относятся: электронные учебники; электронные энциклопедии; программные средства компьютерного тестирования знаний, умений, компетенций обучаемых; распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей; прикладные программные продукты или средства, системы учебного назначения; программные средства автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением; инструментальные программные средства разработки педагогических приложений; учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с компьютером, для проведения учебного эксперимента по физике, химии, электротехнике, в том числе удаленного доступа.

В настоящее время наиболее популярными в образовательной практике являются электронные издания учебного назначения и распределенный информационный образовательный ресурс локальных и глобальной сетей, в которых учебный материал представляется в виде аудио-, видеоряда, на основе реализации возможностей технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа. В этом случае структура представления учебного материала в отличие от традиционного варианта (либо линейного, либо концентрического представления) реализована нелинейно.

Таким образом, применение нового поколения учебно-методического обеспечения, реализующего дидактические возможности ИКТ, создает предпосылки изменения структуры представления учебного материала (нелинейное, основанное на гипертекстовом, гипермедийном представлении), что инициирует самостоятельный выбор обучаемым «траектории обучения», выбор личностно ориентированного режима учебной деятельности, самостоятельного представления и извлечения знания.

Вышеозначенное требует разработки определенных теоретических и методических подходов к организации информационной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информации, являющимся составной частью учебно-методического обеспечения нового поколения, и создания подходов к формированию учебно-методических комплексов, включающих в свой состав педагогическую продукцию, функционирующую на базе ИКТ.

3.2 Изменение учебной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В условиях информатизации образования осуществляются различные виды информационной деятельности, реализованные на базе ИКТ, в том числе:

Самостоятельная информационная деятельность предполагает обеспечение осознанного усвоения как обучающим, так и обучаемым (обучающимся) содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого средствами ИКТ. Поэтому осуществление этой деятельности целесообразно организовывать в предметной среде, под которой будем понимать условия информационного взаимодействия, организованные в процессе обучения определенному учебному предмету (предметам), между обучаемым (обучающимся), обучающим и средствами обучения.

В случае использования педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, можно вести речь об информационно-коммуникационной предметной среде, под которой будем понимать совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым (обучающимся), обучающим и средствами ИКТ, взаимодействующими с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью, и обеспечивающими: формирование познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области. Информационно-коммуникационная предметная среда включает совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей, каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и учебно-методической информации об определенной (определенных) предметной области (предметных областях).

Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами:

В контексте вышеизложенного перспективными психолого-педагогическими исследованиями является выявление условий безопасного и педагогически эффективного взаимодействия обучающегося с информационными объектами в условиях функционирования информационно-коммуникационной предметной среды при использовании средств и технологий сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, отображения, продуцирования и распространения информации.

Далее остановимся на раскрытии технологических оснований развития процесса информатизации образования.

3.3. Динамичное развитие аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ, используемых в науке и образовании.

Динамичное развитие аппаратных и программных средств современных ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ и их интенсивное использование в научных и образовательных целях приводит к необходимости постоянного обновления парка средств ИКТ, «дообучения» и переобучения специалистов научных и образовательных учреждений. Эти тенденции становятся приоритетными как для отдельных специалистов, так и для коллективов. Такая ситуация все чаще напрягает кадровый корпус научных и образовательных учреждений, создает негативное отношение к ситуации перемен и введения новшеств, что порой приводит к возникновению психологических барьеров и мешает научной деятельности и/или учебному/производственному процессу, отрицательно сказываясь на развитии информатизации образования. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость применения определенного уровня состава материально-технической базы, обеспечивающей развитие и реализацию научного или образовательного потенциала специалистов, участвующих в процессе информатизации, адекватно решаемым научно-исследовательским и образовательным задачам.

Подытоживая, следует остановиться на выявлении основных перспективных педагогико-технологических направлений развития информатизации образования при использовании средств информационных и коммуникационных технологий, как в процессе проведения научных исследований, так и при реализации интенсивных форм и методов обучения. Перечислим их.

В заключение следует подчеркнуть необходимость решения таких проблем как разработка методологии создания и использования образовательного пространства (в психолого-педагогической интерпретации данного словосочетания) на основе реализации положений системного подхода, теории управления, и научно-практических достижений психолого-педагогической науки и технических наук. Важна также разработка психолого-педагогических подходов к формированию позитивных решений проблем самоидентификации индивида и его самопредставления в виртуальном мире в процессе осуществления им информационной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информации. Актуальным является также выявление социально-психологических, педагогико-технологических и здоровьесберегающих условий, обеспечивающих взаимодействие субъективных возможностей обучаемого и результатов педагогического воздействия лонгирующего характера, направленного на раскрытие, развитие и реализацию его интеллектуального потенциала адекватно запросам современного информационного общества массовой глобальной коммуникации.