Рейтинг@Mail.ru

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Игнатова Евгения Николаевна

ГОУ СПО Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики, г. Южно-Сахалинск

задать вопрос автору

В статье описан практический опыт формирования информационной компетенции преподавателей службой Лаборатории ИТ и ТСО колледжа. Обозначены пути создания условий для успешного использования ИКТ в профессиональной деятельности педагога и результаты работы в данном направлении.

Эффективность внедрения системы обучения с использованием ИКТ определяется тремя взаимосвязанными аспектами его обеспечения:

Рассмотрим наличие вышеназванных аспектов на примере Сахалинского государственного колледжа бизнеса и информатики. Техническое обеспечение на высоком уровне, учебно-методического материала по различным дисциплинам достаточно много и продолжает разрабатываться и накапливаться научно-методическим центром колледжа и лабораторией информационных технологий и технических средств обучения. Труднее всего дело обстоит с третьим компонентом — преподавателями, способными и готовыми профессионально, психологически и технически использовать ИКТ в учебной и профессиональной деятельности.

Это обусловлено следующими причинами:

С целью осуществления деятельности в области внедрения информационных технологий в сферу образования, в рамках информатизации колледжа было организовано структурное подразделение — Лаборатория информационных технологий и технических средств обучения.

Одним из направлений деятельности лаборатории является повышение информационной компетентности педагогов путем создания условий для успешного использования ИКТ в профессиональной деятельности. Для решения поставленной задачи были намечены следующие пути:

  1. создание оптимально комфортных технических условий для внедрения икт в учебный процесс;
  2. внедрение в образовательный процесс эффективных мультимедийно насыщенных электронных образовательных ресурсов;
  3. работа с сотрудниками колледжа по внедрению икт в образовательный процесс;
  4. использование образовательных интернет-ресурсов в учебном процессе;
  5. создание и продвижение сайта колледжа для обеспечения единого информационного пространства;
  6. создание локального веб-ресурса колледжа с целью накопления и систематизации учебно-методичеких материалов по преподаваемым дисциплинам;
  7. внедрение программных продуктов в учебный и воспитательный процессы.

Работа по внедрению в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов была начата с проведения педагогического совета на тему «Обзор ресурсов медиатеки и их использование».

Были проведены информационно-справочные семинары с педагогами предметно-цикловых комиссий различных дисциплин и специализаций по использованию ресурсов медиатеки. На семинарах педагоги познакомились с электронной версией каталога медиатеки, получили инструкции по регистрации в сети, проведено коллективное изучение сетевых дисков и индивидуальное исследование каждого учебного материала по своей тематике, были составлены письменные заявки на приобретение дисков.

С председателями ПЦК составлены графики консультации и проведения педагогами учебных занятий с использованием ресурсов медиатеки. Лаборатория оказывает помощь педагогам по использованию ресурсов и технических средств обучения. В учебном процессе педагогами используются не только готовые мультимедийные продукты, но и создается и накапливается собственный презентационный материал.

Для более комфортной работы с медиатекой был создан программный продукт в виде электронного каталога mediateka.clg, доступ к которому обеспечен с любого компьютера колледжа. С помощью удобного интерфейса программы можно найти диск, познакомиться с аннотацией к диску, оформить заявку и многое другое, не посещая Лабораторию.

Как результат работы в этом направлении необходимо отметить, что качественные электронные средства обучения обеспечивают высокий уровень коммуникативности, включают новые педагогические инструменты, такие как мультимедиа[1] и моделинг[2]. Обучение, обогащенное специфическими возможностями ИТ, стало более интересным и привлекательным, а электронные издания стали незаменимыми помощниками педагога и учащегося.

Одновременно с работой по медиатеке проводятся информационно справочные семинары. Данное направление началось с семинаров на педагогических советах колледжа, в ходе которых была показана значимость применения ИКТ в современном педагогическом процессе, дано психологическое и методическое обоснование.

Чтобы выявить наиболее заинтересованных и активных педагогов, готовых к дальнейшим инновациям, был осуществлен мониторинг, который позволил определить уровень профессиональной готовности педагогов к сипользованию ИКТ. Для повышения информационной компетентности педагогов на базе учебных кабинетов колледжа, были организованы курсы «Пользователь ПК» — 39 сотрудников и курсы «Программа создания презентаций MS Power Point 2007» — 15 педагогов.

Разработаны общие рекомендации по оформлению слайд-шоу, проведены практикумы для педагогов и студентов колледжа на тему «Подготовка компьютерных презентаций к докладам».

Для привлечения внимания педагогов к ресурсам Сети был сделан анализ образовательных ресурсов сети Интернет, проведён семинар на тему «Использование образовательных ресурсов Интернет для организации учебного процесса», выпущен буклет с указанием адресов образовательных ресурсов Сети.

С целью создания единого информационного пространства, для внедрения новых образовательных технологий в организацию образовательного процесса колледжа и для содействия диалога между образовательным учреждением и семьей, педагогами и учащимися был создан сайт колледжа (URL: http://www.sgkbii.ru).

Для размещения рабочих программ, тематических планов и материалов по дисциплинам каждой из специальностей, по которым ведется подготовка в колледже, и предоставление свободного доступа к ним из локальной сети для групп пользователей: студенты, преподаватели, администрация был создан локальный Веб-ресурс.

Повышение качества образования также невозможно и без постоянного совершенствования систем диагностики уровня достижений учащихся и студентов. В настоящее время значительное место в аттестации обучающихся отводится тестированию, которое в колледже осуществляется с помощью программного продукта Visual Testing Studio.

В настоящее время сотрудники Лаборатории знакомят педагогов с возможностями интерактивной доски: создана инструкция и методические указания по работе с интерактивной доской, проводятся семинары, обучающие занятия, мастер-классы.


[1] Мультимедиа — это аудиовизуальное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

[2] Моделинг — имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида и качества объекта.