Рейтинг@Mail.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Анфимова Людмила Алексеевна

Педагогический Институт Южного Федерального Университета (ПИ ЮФУ), г. Ростов-на-Дону

задать вопрос автору

Решение вопросов, связанных с повышением качества подготовки конкурентоспособных специалистов, имеет особую актуальность в процессе проектирования информационно-образовательной среды вуза и менеджмента качества образовательных услуг, оказываемых в ПИ ЮФУ. Полученные данные используются при работе творческих коллективов, занимающихся разработкой и практическим воплощением результатов инновационных разработок. В образовательной деятельности поощряется инициатива преподавателей по совершенствованию инновационных мультимедийных и Интернет-технологий.

В настоящее время повышение эффективности подготовки конкурентоспособных специалистов напрямую зависит от стабильной материальной базы и внедрения инновационных технологий обучения, в том числе и информационных. Оснащение ПИ ЮФУ современной оргтехникой (интерактивные доски с выходом в Интернет, специально оборудованные мультимедийные классы), создание Цифрового Кампуса ЮФУ [2], разработка электронных ресурсов в системе e-Learning направлены на повышение информационной культуры преподавателей и студентов. Таким образом, в рамках национального проекта «Образование» была создана необходимая современная материально-технической база для развития информационно-образовательной среды вуза.

Целенаправленное проектирование культурно-событийной среды, в частности телекоммуникационной образовательной среды, направлено на становление информационно-технологической компетентности и виртуальной мобильности (одной из разновидностей академической мобильности) студентов, которые являются неотъемлемой частью становления конкурентоспособности будущих специалистов.

Как отмечает А. В. Хуторской, под «виртуальным образованием понимается процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства». Причём автор подчёркивает, что «специфику данного пространства определяют именно данные объекты и субъекты» [3].

Итак, с целью информационной поддержки теоретического курса «История и культура стран изучаемого языка» на переводческом отделении ПИ ЮФУ были созданы сайты, содержащие информацию, необходимую для успешного формирования компетенций по данной дисциплине [5], [6].

С целью повышения виртуальной мобильности и информационной поддержки преподаваемых дисциплин преподаватели факультета лингвистики и словесности ПИ ЮФУ принимали активное участие в конкурсе Incampus Master — 2009 [4]. Автором доклада было загружено 49 учебно-методических материалов, поддерживающих не только преподаваемые дисциплины, но и освещающих целый ряд насущных проблем современного высшего профессионального образования. Таким образом, содержание контента Цифрового Кампуса ЮФУ является не только средством дистанционной поддержки преподаваемой дисциплины, но и средством стимулирования творческой деятельности и академической мобильности посредством Интернет-технологий. Так, например, в рамках изучения курса «История и культура стран изучаемого языка» были созданы рубрики, с помощью которых студенты переводческого отделения не только расширяли кругозор по данной дисциплине, но и принимали активное участие в обсуждении насущных проблем вуза (ЮФУ) и высшего образования в России в целом (Таблица 1).

Таблица 1

Содержание контента сайтов, поддерживающих теоретическую дисциплину «История и культура стран изучаемого языка»

Рубрики Описание рубрик Назначение рубрик
Мои материалы — конспекты лекций, презентации к лекциям, лабораторные, фото- и видеоматериалы и др.

— расширение познаний в области страноведения Великобритании и Соединенных Штатов;

— ознакомление с современными социокультурными реалиями.
Конкурентоспособность высшего лингвистического образования в России — блоги, обмен мнениями, онлайн дискуссии, конференции — ознакомление будущих специалистов (лингвистов-переводчиков) с конкурентными преимуществами конкурентоспособного специалиста на рынке труда
ЮФУ: перспективы инновационного развития — привлечение всех структурных подразделений ЮФУ к согласованной деятельности

— консолидация деятельности всех структурных подразделений ЮФУ;

— повышение конкурентоспособности ЮФУ
Статьи

— совместная работа над статьями (студенты и преподаватели);

проблематика: «демографическая яма»; нехватка талантливых потребителей образовательных услуг; требования, предъявляемые к высшему лингвистическому образованию
— решение социально-экономических проблем вуза инновационного типа
Мультимедийные технологии — ознакомление преподавателей ЮФУ с современными мультимедийными технологиями

— становление информационно-технологической компетентности преподавателей вуза;

— развитие виртуальной мобильности преподавателей и студентов ЮФУ
Компетентностное образование — компетентностый подход в языковом образовании — ознакомление студентов и преподавателей с компетенциями, необходимыми на современном рынке труда
Российское высшее лингвистическое образование и Болонский процесс — «вливание» в академическую Европу — повышение конкурентоспособности ЮФУ, выход на европейский рынок образовательных услуг
Корреляция общеевропейских компетенций владения иностранным языком и требований ГОС ВПО нового поколения

— ознакомление будущих лингвистов-переводчиков с требованиями, предъявляемыми ГОС ВПО второго поколения;

— ориентация лингвистов-переводчиков на общеевропейские компетенции владения иностранными языками

— повышение конкурентоспособности лингвистов-переводчиков ПИ ЮФУ

 

Таким образом, преподаватели вузов, характеризующиеся высоким уровнем профессионально-личностной конкурентоспособности и виртуальной мобильности, имеют возможность стать частью мирового образовательного пространства, ознакомиться с мировыми практиками преподавания в области интересующих дисциплин. В сегодняшние дни с помощью Интернет-технологий преподаватели ЮФУ принимают участие в зарубежных научных мероприятиях. Поиск информации о данных мероприятиях осуществляется или самими научно-педагогическими работниками, или отделами, отвечающими за научно-исследовательскую работу ППС. С помощью таких проектов как «Международные гранты и конференции» [2] и «Все конкурсы, гранты, стипендии от портала Vsekonkursy.ru» [1] преподаватели вузов имеют доступ к своевременной информации о научных мероприятиях по интересующим их темам, проводимых как в России, так и за рубежом.

С помощью Интернет-технологий современные исследователи имеют доступ к информации о конференциях, проводимых по всему миру, и могут быть активными участниками этих конференций. Если у участников нет возможности присутствовать на зарубежных международных конференциях, то имеется возможность виртуального участия (virtual participation) при заполнении специальных форм. Как правило, виртуальное участие предполагает последующую публикацию материалов авторов.

Преподаватели вузов, активно участвующие в международных проектах, характеризующиеся академической, профессиональной и виртуальной мобильностью, занимающиеся активной деятельностью по осуществлению фандрайзинга (поиска финансирования) с помощью грантоискательства повышают не только свои конкурентные преимущества, но и способствуют становлению конкурентных преимуществ вузов, на базе которых они занимаются научно-исследовательской деятельностью. Таким образом, в рамках данного исследования мы пришли к выводу о необходимости разработки системы конкурентных преимуществ профессорско-преподавательского состава вуза инновационного типа.

Итак, к основным составляющим системы конкурентных преимуществ ППС, способствующих повышению профессионально-личностного потенциала кадрового обеспечения и общего уровня конкурентоспособности вуза инновационного типа мы относим следующие показатели:

Литература

  1. Все конкурсы, гранты, стипендии от портала Vsekonkursy.ru. – [Электронный ресурс]. URL: http://vsekonkursy.ru.
  2. Международные гранты и конференции. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.vuit.ru/science/grants.
  3. Хуторской А. В. Виртуальное образование и русский космизм / А. В. Хуторской. — [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/1999/0120.htm.
  4. Цифровой Кампус ЮФУ. — [Электронный ресурс]. URL: http://incampus.ru.
  5. URL:http://stranoved-gb-usa.narod.ru.
  6. URL:http://stranoved-gb-usa.narod.ru/AnfimovaL.html.