Рейтинг@Mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Ипатова Юлия Леонардовна

Архангельский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (АО ИППК РО)

задать вопрос автору

В статье представлена модель формирования ИКТ-компетентности педагогов в системе повышения квалификации работников образования Архангельской области.

В XXI веке информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) развиваются с огромной скоростью. Вопрос эффективного и рационального их использования в своей профессиональной деятельности сегодня актуален и востребован современными педагогами. 

В Архангельском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования  (АО ИППК РО) выстроена определённая система формирования и развития ИКТ-компетентности педагогов. Более 15 лет на базе института и районных ресурсных центров проходят курсы «Современные информационные технологии» (72 часа) с отрывом и без отрыва от производства. Во все программы повышения квалификации работников образования включены модули (от 4 до 40 часов), направленные на формирование и развитие ИКТ-компетентности педагогов. Наиболее востребованными являются следующие:

Методистами АО ИППК РО разработана и реализуется программа повышения квалификации «ИКТ в управлении образованием» для директоров ОУ и их заместителей, специалистов отделов управления образованием и других руководящих работников. В данной программе нашли отражение вопросы формирования ИКТ-компетентности педагогов и построения единого образовательного информационного пространства как в отдельном ОУ, так и в регионе в целом.

Для наиболее активных педагогов организуются дополнительные семинары: «Проектная деятельность с применением ИКТ»; «Создание анимации» и т. д.

Сформированная в АО ИППК РО система формирования и развития ИКТ-компетентности педагогов успешно функционирует, об этом говорит тот факт, что повышение квалификации в данной сфере прошли более 80 % педагогов Архангельской области.

В 2008 году силами Архангельского регионального центра дистанционного обучения был создан и по настоящее время успешно функционирует портал «Образование Архангельской области» (URL: http://www.arkh-edu.ru), на котором у педагогов есть возможность пообщаться с коллегами в социальной сети. На сайте АО ИППК РО (URL: http://ippk.arkh-edu.ru) размещено методическое хранилище материалов педагогов и методистов, а также открыт доступ к дистанционным курсам.

Интересным и полезным для методистов института и учителей Архангельской области стало участие в международных и федеральных проектах: НФПК, Intel «Обучение для будущего», Microsoft «Партнерство в образовании» и др.

В рамках проекта  «Непрерывное информационное образование» (инициатива издательства БИНОМ «Лаборатория знаний») у педагогов Архангельской области с 2009 года появилась уникальная возможность принимать трансляции занятий авторов учебников, специалистов в различных областях образования из других городов (Москвы, Екатеринбурга, Петрозаводска, Нальчика). Сегодня в институте используется система видеоконференцсвязи Vidicor, с помощью которой есть возможность транслировать представление педагогического опыта учителей  и методистов как внутри Архангельской области, так и в другие регионы.

Данная система формирования и развития ИКТ-компетентности работников образования даёт свои результаты, которые подтверждают данные мониторинга, а также многочисленные выступлениях педагогов на областных научно-практических конференциях, в т. ч. «Информационные технологии в образовании».