Рейтинг@Mail.ru

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕСУРСА ИКТ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Благовисная Анна Николаевна

Оренбургский государственный университет (ОГУ)

задать вопрос автору

В работе рассмотрена роль информационно-коммуникативных технологий в профессионально-личностном развитии студента университета. В качестве примера применения ИКТ рассмотрено консультирование студентов университета с помощью электронной почты.

Динамичное развитие отрасли информационных технологий, активизация движения нашей страны к информационному обществу не могли не отразиться на сфере образования. Сегодня образование уже не мыслится без современных информационно-коммуникационных технологий. Разнообразен и диапазон применения ИКТ в образовании: от решения дидактических задач до автоматизации управления учебным заведением и созданием информационно-образовательных сред. Современная образовательная практика применения ИКТ в высшем образовании требует определения «качественных и количественных критериев, принципа выбора целей, средств их достижения, оценки результатов влияния категории «информация» … в первую очередь, на развитие личности» [2, С. 16]. То есть  необходимо исследование процессов развития личности в условиях информатизации образования, определения роли ИКТ в профессиональном становлении будущего специалиста.

Из огромного спектра средств ИКТ в образовании мы выбрали для изучения возможности электронной консультации. Наш выбор обоснован тем, что в настоящее время происходит смещение роли преподавателя от человека, дающего знания в готовом виде к консультанту, направляющему развитие личности студента в необходимое для получения эффективных образовательных и профессиональных результатов русло. Преподаватель оказывается перед необходимостью решать задачи профессионально-личностного развития студентов в своем новом качестве консультанта. 

Консультации в режиме «off-line» широко применяются в открытом  и дистанционном образовании, рассматриваются различные аспекты консультаций, проводимых с помощью электронной почты [1]. В практической части работы было уделено внимание выявлению возможностей консультирования  посредством электронной почты для развития профессионально-личностных качеств будущего специалиста. Студентам очной и вечерней форм обучения было предложено помимо традиционной (очной) консультации по математическим дисциплинам воспользоваться консультацией, реализуемой в электронном виде (электронной почтой). Электронное консультирование выступало как дополнительная возможность общения с преподавателем в рамках изучаемой дисциплины и не заменяло традиционной консультации. Студенты самостоятельно определяли, каким программным продуктом пользоваться для формирования и передачи результатов своей работы, каким образом комментировать приложения к письму, в какой форме задавать вопросы преподавателю.

Практика применения электронного консультирования в процессе преподавания математических дисциплин показала, что воспользовались возможностью консультирования по электронной почте только студенты старших курсов очной формы обучения математического факультета Оренбургского государственного факультета (55,4 % из студентов, которым было предложено консультироваться с помощью электронной почты). Как показал опрос, среди студентов четвертого курса некоторые уже имели опыт общения с преподавателями через электронную почту, считают данный вид консультации удобным и перспективным. Студентам третьего курса математического факультета понадобились разъяснения преподавателя, в основном касающиеся форм представления математической информации в электронном виде, для того, чтобы задавать вопросы по математическим дисциплинам и получать на них ответы по электронной почте.

Опрос студентов, как участвующих в электронном консультировании, так и не воспользовавшихся электронной консультацией показал, что 36,5 % студентов считают применение электронной консультации в учебном процессе возможным, но они пока еще не готовы ее использовать. 29,7 % студентов отмечают возможности электронной консультации только в уточнении времени очных консультаций и рассылок учебно-методических рекомендаций. Остальные студенты возможности использования электронной консультации по математическим специальным дисциплинам, помимо решения организационных вопросов, видят в выяснении, уточнении возникающих вопросов при выполнении различных видов работ (лабораторных работ, домашних заданий, расчётно-графических заданий), а также в возможностях представления разработанных программ для тестирования и получения рекомендаций преподавателя по дальнейшему их улучшению. Все это, безусловно, способствует развитию профессиональных качеств студентов, связанных с освоением прикладных математических дисциплин.

Однако мнения самих студентов по поводу развития профессионально-личностных качеств посредством электронных консультаций разделились. Часть студентов (41,5 % из числа принявших участие в электронном консультировании) считают, что никакие качества личности, кроме знаний в предметной области, в процессе консультирования приобретены не были. Остальные участники опроса считают, что благодаря наличию возможности электронного консультирования помимо знаний по дисциплине, приобрели:

Понимая профессиональное развитие личности как «процесс повышения уровня и совершенствования структуры направленности, компетентности и гибкости через разрешение противоречия между актуальным и отраженным уровнями их развития и осознанием личностью необходимости самосовершенствования» [3, С. 8], считаем, что электронное консультирование обладает образовательным потенциалом, способствующим профессиональному развитию личности студента. Электронная консультация может способствовать мотивации  изучения дисциплины, улучшению качества приобретаемых знаний по дисциплине, развитию информационно-коммуникативной компетентности студентов университета. Применение электронной консультации по математическим дисциплинам позволяет студентам самостоятельно приобретать и совершенствовать навыки использования IT в профессиональной и учебной деятельности (например, работа с электронной почтой), самостоятельно развивать такие значимые аспекты информационной культуры студента как умение представлять различную информацию, в том числе и математическую, в электронном виде (применение различных редакторов, программных сред) и опыт работы с оргтехникой (например, использование сканера для получения изображения).

Информатизация образования для развития личности несёт в себе «новый вид ценности, информационную культуру, свободу выбора развития и саморазвития, формирование повышения ответственности личности за свой собственный выбор, становление, саморазвитие», что приводит к рождению «Образа Я» [2, С. 17]. Считаем, что актуализация ресурса ИКТ, в том числе и применение электронных консультаций в современном высшем образовании, может выступать одним из факторов личностно-профессионального развития студентов университета.

Литература

  1. Григорьев С. Г. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун  // Сетевой учебно-методический комплекс электронных средств поддержки обучения для подготовки кадров СОО. URL: http://www.ido.edu.ru/open/ikt/index.html.
  2. Кирьякова А. В. Информатизация образования: аксиологический аспект / А. В. Кирьякова, В. А. Красильникова // Вестник ОГУ. 2002. — № 5. — С. 14—21.
  3. Митина Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб пособие для студентов высших пед. заведений / Л. М. Митина, Ю. А. Кореляков, Г. В. Шавырина и др.; Под ред. Л. М. Митиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с. — ISBN 5-7695-1515-5.