Рейтинг@Mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА — БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Аитбаева Рита Рауфовна

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж № 2 (ГОУ СПО Педколледж № 2), г. Оренбург

задать вопрос автору

В статье отражаются сущностные черты информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя как качественной характеристики личности специалиста и как результат образовательного процесса. Выделяются особенности процесса формирования информационно-коммуникативной компетентности с учётом социальных потребностей информационно-коммуникативного пространства и специфики профессионально-педагогической деятельности.

Цивилизация неуклонно движется к построению информационно-коммуникативного общества, в котором решающую роль играют не природные ресурсы и энергия, а информация и научные знания — факторы, определяющие как общий стратегический потенциал общества, так и перспективы его дальнейшего развития.

В связи с этим, для гармоничного развития, обществу нужны не «винтики» для готовых структур, а требуются специалисты, умеющие учиться и саморазвиваться, изменять сложившиеся стереотипы, самостоятельно работать с информацией, трансформировать её в личностно значимое знание и транслировать в ходе профессиональной коммуникации.

Важность формирования информационно-коммуникативной компетентности в образовательной сфере связана с информационно-коммуникативной природой образовательного процесса.

Информационно-коммуникативная компетентность как педагогическая категория рассматривается нами как часть профессиональной компетентности специалиста. Она характеризует качественные показатели личности, включающие в себя единство теоретической и практической готовности в целостной структуре личности. Выражается информационно-коммуникативная компетентность в совокупности профессиональных знаний и представлений, умений и навыков, личностных качеств, ценностных ориентаций, позволяющих, с одной стороны, ориентироваться и адаптироваться в открытом, динамичном, информационно-коммуникативном пространстве; с другой стороны, выстраивать собственный эффективный стиль субъект-субъектной профессионально-педагогической инфокоммуникации, отличающийся личностной активностью, принципами конструктивного взаимодействия, преднамеренно направленный на организацию продуктивной обратной связи в условиях профессионально ориентированной информационно-коммуникативной деятельности.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности представляет собой целенаправленный процесс постепенного сужения области незнания к расширению области знания, от совершенствования одних умений к появлению новых в ходе профессионально-ориентированного межсубъектного взаимодействия.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов происходит на базе реализации идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации образовательного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися фактологических знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания. Идея развития предполагает в содержательно-методологическом аспекте перенос акцента на технологии, обеспечивающие активную роль студентов, что в свою очередь выдвигает на первый план информационно-коммуникационные, проектные технологии и технологии критического мышления.

Информационно-коммуникативная компетентность как продукт образовательного процесса, концентрирует в себе совокупность качественно новых знаний, умений и навыков:

  1. Знания об информации в целом и конкретно о современных видах её поиска, сбора, хранения, систематизации, обработки, переработки, о способах представления информации и её трансформации в знание. Знание о коммуникации в целом и конкретно об элементах коммуникативного процесса, каналах связи и современных способах организации эффективного межсубъектного взаимодействия. И, наконец, знание об интеграции информации и коммуникации и её ключевой роли в создании благоприятных условий для процесса профессионально-педагогического взаимодействия.
  2. Совокупность специальных умений, отражающих технологическую грань информационно-коммуникативной компетентности: умение ориентироваться в информационных потоках, выражающееся в способности находить актуальную, необходимую и достаточную информацию, умение её кодировать, декодировать и интерпретировать для сопоставления уровню понимания участников коммуникативного процесса, умение использовать современные технологии для презентации информационных продуктов в тематических группах, умение защищать информационный продукт индуктивно-дедуктивными методами и методами аргументации. При этом не будем забывать об этических аспектах работы с информационными продуктами, которые поддерживаются умениями обеспечить информационную безопасность и конфиденциальность распространяемых сведений.
  3. Навык как ценностно — ориентированный опыт применения полученных знаний и умений в деятельности по образцу и в новой, нестандартной ситуации с целью грамотного использования информации в ходе организации эффективного взаимодействия с окружающими.

Формирование информационно-коммуникативной компетентности не связано только с предметами «информатика» и «информационные технологии». Процесс её формирования носит метапредметный характер. Но, к сожалению, время, отведённое в образовательном учреждении на формирование исследуемой категории, не достаточно и не позволяет заложить основной фундамент информационно-коммуникативной компетентности. К тому же результаты диагностики выделяют 84 % студентов, нуждающихся в специально организованной помощи и объяснениях со стороны преподавателя в формировании востребованных обществом специальных информационно-коммуникативных знаний, умений и навыков. Решение сложившей проблемы мы видим в интенсификации содержательного компонента образовательного процесса в форме реализации спецкурса «Основы информационно-коммуникативной культуры личности», структурные элементом которой и является информационно-коммуникативная компетентность. Специально-организованная на спецкурсе среда виртуального обучения и мультимедиа-технологии помогают в идентификации конкретных затруднений и индивидуальном подходе к студенту, что обеспечивает формирование и развитие информационно-коммуникативной компетентности.

Информационно-коммуникативная компетентность формируется на взаимосвязанных практических занятиях, отличающиеся уровнем сложности. На первом этапе содержание занятий ориентировано на выполнение операций поиска в различных источниках, в том числе и в глобальных информационно-вычислительных сетях, отбора и различных форм преобразования информации, в том числе и её перевода с бумажных носителей на электронные с использованием основного и периферийного аппаратного обеспечения. При этом студент, как правило, репродуцирует деятельность преподавателя и монологично проговаривает технологию действий для решения практических задач.

Следующий блок практических занятий ориентирован на структурирование информации, изучению различных способов её обработки средствами системного, прикладного и вспомогательного программного обеспечения. На этом этапе происходит реализация смыслового содержания информационно-наполненного взаимодействия, что позволяет студенту с определённой долей самостоятельности, выполнять действия по алгоритму, имитируя, таким образом, деятельность учителя.

Повышает уровень сложности лабораторно-практические занятия, ориентированные на создание личностно-значимых информационных ресурсов, способствующих моделированию и проектированию информационных продуктов. Этот блок практических занятий реализуется средствами проектных технологий и технологий формирования критического мышления.

Логично завершают спецкурс блок рефлексивно-творческих занятий, ориентированных на продуктивное мышление и обогащение студента опытом информационно наполненного взаимодействия. Результатом заключительного рефлексивно-оценочного этапа выступает презентация информационных продуктов (фрагмент электронного учебного пособия), апробация тестирующего модуль, демонстрация деятельности авторского веб-сайта с сочетанием практических навыков деловой коммуникации, публичного выступления и умения корректно и аргументированно вести дискуссию. Конченый результат должен быть обязательно осязаемым. Его можно увидеть, осмыслить и применить в профессионально-ориентированной деятельности.

Мы считаем, что в рамках спецкурса и за его пределами весомую значимость имеет самостоятельная работа студента, которая направлена на закрепление навыков работы с информацией в ходе межсубъектной и человеко-машинной коммуникации и ориентирует студента на условия максимально приближённые к реальным условиям будущей профессиональной деятельности, в которой будущему специалисту необходимо будет решать информационно-коммуникативные задачи самостоятельно и в кратчайшие сроки.

Литература

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. — № 5. — С. 34—42.
  2. Морковина Эльвира Фаридовна Развитие информационной компетентности студента в образовательном процессе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Оренбург, 2005 РГБ ОД, 61:05-13/1280.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. — № 2. — С. 58—64.
  5. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и Компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2003. — № 8. — С. 26—31.