Рейтинг@Mail.ru

МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУ «ГИМНАЗИИ № 117» ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ КАК ПРИМЕР ЭФФЕКТИВНОГО ПРИМЕНЕНИЯ АДОПТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ К УСЛОВИЯМ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Бозаджиев Вадим Юрьевич, Рудь Наталья Борисовна, Ярмова Татьяна Борисовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 117» г. Ростова-на-Дону

задать вопрос автору

Данная статья опыту гимназии № 117 по внедрению в учебный процесс элементов дистанционного обучения.

Современное общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться, к изменяющимся условиям жизни. Эти изменения вызывают реформирование системы образования, заключающееся прежде всего в пересмотре существующей концепции обучения, выявление концептуально устаревших моментов и введение новых перспективных технологий.

Одним из перспективных путей повышения эффективности образования в массовой общеобразовательной школе является дистанционное обучение.

Гимназия № 117, является первым в Российской Федерации средним общеобразовательным учреждением, разработавшим комплексную модель дистанционного обучения учащихся средней школы и активно использующей в своей образовательной деятельности элементы дистанционного обучения. В 2008 году в гимназии была разработана и успешно реализуется по настоящее время новая инновационная образовательная инициатива — инновационный образовательный проект «Центр элементов дистанционного обручения и перманентного образования «Нео Логос»».

С целью реализации проекта коллективом и администрацией гимназии № 117 проделана следующая работа:

Инновационный проект «Центр «Нео Логос»» — это, по настоящему гордость и «жемчужна» нашей гимназии. Проект, который имеет начало, но не имеет окончания, так как впитал в себя всё самые современные, инновационные идеи российской педагогики — гуманистичность, технологичность и личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся.

Как я уже было упомянуто, гимназии № 117 является первым общеобразовательным учреждением, разработавшей и предложившей педагогическому сообществу комплексную модель дистанционного обучения учащихся средних учебных заведений — школ, гимназий лицеев. Почему, первой? Ведь дистанционное обучение достаточно известная педагогическая технология. Однако, до настоящего времени, в нашей стране дистанционное обучение активно используют только профессиональные средние и высшие учебные заведения. Они предлагают своим потенциальным студентам, живущим в других населенных пунктах, по большей части осовремененную форму заочного обучения — «скачать» из Интернета электронное учебное пособие, проработать его, ответить на вопросы и переслать ответы на задания своему сетевому преподавателю для проверки и оценивания. Идея «Нео Логоса» в другом — не оторвать учащегося от школы, а, наоборот, при невозможности посещения им занятий дать возможность ему «виртуально» присутствовать на уроке, не чувствовать себя оторванным от гимназии. Структурно Центр «Нео Логос» состоит из сайта, на котором размещаются информация для учащихся и их родителей, а так же корректирующие задания для учащихся, испытывающих затруднения в учебе и развивающие задания для тех, кто хочет знать больше, в том числе и для одаренных и талантливых детей. Следующей частью является блок дистанционного обучения, состоящий из нескольких комплектов оборудования для проведения интернет-конференций. Эти комплекты размещаются в классах, где будет проводиться обычный урок, на котором дистанционно могут присутствовать один или более учащихся класса, по каким-либо причинам отсутствующих в гимназии, но не желающих пропускать урок. Возможность, посредством интернет-конференции не только видеть урок, но и «виртуально» присутствовать на нём — отвечать, задавать вопросы, получать отметки, приближают гимназию к таким категориям детей, как дети-инвалиды, часто болеющие дети и дети, испытывающие дефицит педагогической поддержки. Такие дети не теряют связи с детским коллективом класса, могут общаться с друзьями. Посредством интернет-конференций также проводятся и консультации учителей по предметам. Третьей частью Центра «Нео Логос» является предоставление учащимся возможность поиска учебной информации в интернете для приготовления заданий педагогов, а также с целью участия в самых разнообразных дистанционных интернет-олимпиадах и интернет-викторинах в различных частях нашей страны. Особенно понравилась нашим гимназистам интернет-конкурсы «Познание и творчество», организуемые учеными и педагогами Малой академией наук «Шаг в будущее» г. Обнинска. За два года участия в конкурсах проекта «Познание и творчество» более 30 учащихся стали его лауреатами. А всего лауреатами различных интернет-олимпиад и интернет-конкурсов стали более 120 гимназистов!

Реализация проекта даёт гимназии № 117 и гражданскому сообществу следующие положительные социальные и педагогические новации:

Данная инновационная деятельность гимназии не остаётся не замеченной гражданским сообществом. Об инновационном образовательном проекте гимназии рассказано в ряде публикаций местных СМИ. Об успехах внедрения дистанционного обучения в рамках Центра «Нео Логос» рассказано в телесюжетах телекомпании «Дон-ТР» на областном уровне, «НТВ» на общероссийском уровне, в фоторепортаже «ИТАР-ТАСС». Ознакомившись с опытом гимназии по внедрению нашей модели дистанционного образования в учебный процесс,

Уполномоченный Президента Российской Федерации по правам ребёнка в Ростовской области рекомендовал для широкого распространения данный инновационный опят в учебные заведения для работы с учащимися.

Данная рекомендация была положительно воспринята педагогическим сообществом, что подтверждается следующим фактом. Совсем недавно, 26 февраля 2010 года, Премьер-министру Российской Федерации в городе Томске был продемонстрирован урок биологии в обычной средней школе, в ходе которого, один из учащихся класса, находящийся дома по болезни, и не имеющий возможности посещать занятия в школе, с помощью технологии дистанционного обучения смог участвовать в лабораторной работе, проводимой на уроке в его классе.

Использование дистанционны форм обучения учащихся позволило часто болеющим детям быстрее адаптироваться к учебному процессу и повысить успеваемость в первую недель его выхода в школу.

Авторы проекта и педагоги гимназии № 117 надеются, что наличие подобного образовательного интернет-ресурса в каждой общеобразовательной школе позволит значительно повысить качество знаний у учащихся, сделать образовательный процесс открытым и прозрачным для родителей учащихся, вовлечь в полноценный образовательный процесс проблемные группы учащихся, испытывающих дефицит педагогической поддержки.