Рейтинг@Mail.ru

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ В КУРСЕ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ

Альтшулер Ольга Генриховна, Колесников Олег Михайлович

ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (КемГУ)

задать вопрос автору

Рассмотрен опыт использования электронных учебных пособий для преподавания курса общей физики в КемГУ. Приводится структура пособия, посвящённого разделу «Правила Кирхгофа для разветвленных цепей» курса «Электричество и магнетизм», преподаваемого студентам второго кура физического и химического факультетов. Излагаются результаты педагогического эксперимента по оценке эффективности усвоении материала при использовании электронного пособия.

Сегодня, в процессе обучения наряду с традиционными печатными изданиями широко применяются электронные учебные пособия, которые используются как для дистанционного образования, так и для самостоятельной работы студентов при очном и заочном обучении. Главное их преимущество — это возможность интерактивного взаимодействия студента с элементами учебника. Уровни интерактивности изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам до высокого при тестировании и личном участии студента в моделировании изучаемых процессов. Последнее можно сопоставить с приобретением практических навыков в процессе производственной практики в реальных или приближенных к ним условиях. Внедрение в образовательный процесс электронных учебников и учебных пособий способствует развитию самостоятельной поисковой, научно-исследовательской деятельности студентов, повышению их профессионального интереса.

Электронные учебные пособия идут на пользу не только студентам, они помогают и преподавателю в его нелёгком труде. С их помощью удается:

В свою очередь студентам электронные учебные пособия позволяют:

Следует отметить, что к разработке электронных учебных пособий нами были привлечены сами студенты, которые в рамках подготовки и реализации дипломных проектов выполняли рутинную оформительскую работу исходного материала, предоставленного научными руководителями. Так было разработано электронное учебно-методическое пособие по теме «Правила Кирхгофа для разветвленных цепей», в котором кратко изложен теоретический материал, представлены алгоритмы решения задач, предложены примеры нескольких способов решения одной и той же задачи, подобраны задачи для самостоятельного решения.

Данное учебное пособие подготовлено в среде MS FrontPage и представляет собой удачное сочетание текста и иллюстраций с развитой системой гиперссылок, что придаёт ему современный вид и делает его доступным для эффективного использования. Технология гипертекстовой разметки, на основе которой создано пособие, позволяет с необычайной легкостью вносить любые структурные изменения, дополнения и усовершенствования. Информационное наполнение пособия в случае необходимости можно полностью или частично заменить, переформатировать, дополнить новыми разделами и т. д. Содержимое страниц готовилось в среде MS Word, с его возможностями вставки уравнений, рисунков, графиков и таблиц. Результаты сохранялись в html-формате, чтобы не было проблем интерпретации содержимого в браузере.

Структура пособия представляет собой совокупность веб-страниц, связанных переходами (рис. 1). Материал при этом был разбит на шесть разделов: методические указания, задачи с решениями, задачи для самостоятельного решения, литература, инструкция по работе с пособием, краткая информация об авторах. Для большей эргономичности пособия визуализация учебного материала организована на странице, имеющей фреймовую структуру. При этом, как известно, оглавление располагается в левом фрейме и представляет собой подобие навигационной панели, а результат перехода по соответствующей ссылке размещается в большем по размеру фрейме справа. Просмотр его содержимого осуществляется с помощью скроллинга. Оглавление остается всегда под рукой, и любой раздел пособия находится на расстоянии щелчка мышью.

Для предварительной оценки эффективности изучения темы с помощью электронного пособия был проведён педагогический эксперимент. Группу студентов разделили на две подгруппы. Первой из них выдали CD с электронным пособием. После завершения изучения темы была проведена контрольная работа по решению задач. Максимально возможное количество баллов, которое можно было набрать, равнялось 9. Итоги эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты оценок контрольной работы студентов

Категория I подгруппа II подгруппа
Число участников 7 7
Всего баллов 48 35
Средний балл 6,9 5

Полученный результат в комментариях не нуждается. Кроме того, после проведения эксперимента, студентам была предложена анкета с вопросами, касающимися электронного пособия:

  1. Есть ли у вас возможность для самостоятельной работы с электронным пособием? (да — 100 %).
  2. Уместна ли в электронном пособии анимация, или  звуковое сопровождение? (да — 77 %).
  3. На сколько проста и удобна навигация в пособии? (проста — 77 %).
  4. Как вы относитесь к электронной форме представления информации? (положительно — 86 %).
  5. Уменьшилось ли время, затраченное на подготовку к контрольной работе, при использовании электронного пособия? (да — 86 %).
  6. Освоили ли вы навыки работы с большими массивами информации, поиска информации, ее грамотного использования? (да — 57 %, частично — 43 %).
  7. Устраивает ли вас набор задач для самостоятельного решения? (да — 57 %).
  8. Достаточно ли в пособии представлено задач с решениями? (да — 57 %).
  9. Понравилось ли вам оформление (интерфейс) электронного пособия? (да — 71 %, пожелание использовать более яркое оформление страниц).
  10. Что вы предпочитаете использовать при подготовке к контрольной работе (экзамену), электронное или печатное пособие? (электронное — 29 %, печатное — 14 %, то и другое вместе — 57 %).

Анализ распределения ответов показывает, что студенты в целом готовы к восприятию материала в электронном виде, но удобство работы с печатным словом остаётся в качестве привлекательного фактора традиционных пособий. Отмечается экономия времени на подготовку, в том числе за счёт не хватки печатных копий пособий в библиотеке. По мнению опрошенных представленное пособие нуждается в доработке, как в плане оформления, так и в содержательном плане. В заключение студентами было высказано пожелание создать электронные пособия и по другим разделам курса. К настоящему времени нами в соавторстве со студентами зарегистрированы в ФГУП НТЦ «Информрегистр» два электронных учебно-методических пособия [1, 2].

Хочется подчеркнуть, что, несмотря на все преимущества электронных учебных пособий, следует учитывать, что они являются хотя и эффективным, но дополняющим, а не заменяющим традиционные учебно-методические материалы инструментом. К тому же электронное пособие предназначено преимущественно для самостоятельной работы студентов, а для других видов учебной работы требуются соответствующие им средства.

Литература

  1. Альтшулер О. Г., Слепнев В. И. Электричество и магнетизм: решение задач. Электронное учебно-методическое пособие. КемГУ, Кемерово., 2006. — 4 Мб; 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — ФГУП НТЦ «Информрегистр», свидетельство № 8156, № гос. регистрации 0320600860.
  2. Альтшулер О. Г., Симагова О. А. Правила Кирхгофа для разветвлённых цепей: решение задач. Электронное учебно-методическое пособие. КемГУ, Кемерово 2008. — 12,7 Мб; 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — ФГУП НТЦ «Информрегистр», свидетельство № 13362, № гос. регистрации 0320801135.