Рейтинг@Mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ТРЕНИНГ-МОДЕЛЕЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Плаксиенко Елена Анатольевна, Плаксиенко Сергей Владимирович

Таганрогский институт управления и экономики (ТИУиЭ), Таганрогский технологический институт южный федеральный университет (ТТИ ЮФУ)

задать вопрос автору

В статье рассматривается проблема адаптации методических разработок по ряду естественных дисциплин к существующим информационным обучающим системам. В качестве одного из решений предлагается использовать разработанные авторами тренинг-модули.

В современном обществе всё больше повышается ценность образования и квалификации специалистов. По оценкам западных социологов, стандартную модель образования, в которой человек, однажды получивший некоторую квалификацию, пользуется полученными знаниями и навыками всю жизнь, уже можно считать устаревшей. Сегодня актуальна концепция непрерывного обучения, а диплом о высшем образовании больше нельзя считать однозначным свидетельством наличия у его обладателя всех знаний, необходимых для работы по той или иной специальности. Это скорее свидетельство наличия у данного индивидуума базовых знаний и его способности овладеть специальностью технического или гуманитарного направления [1].

С каждым годом растёт количество студентов, получающих не одно, а два-три высших образования. Несомненно, это даёт им ряд преимуществ при поиске престижной, высокооплачиваемой работы. Получить высшее образование (первое или второе) или же другую специальность стремятся и люди, уже работающие. Это позволяет им сменить не устраивающую их работу, повысить свой статус или продвинуться по карьерной лестнице.

Таким образом, в современном обществе возникает спрос на разнообразные образовательные услуги. Для удовлетворения этого спроса образовательные учреждения предлагают различные технологии получения высшего образования и повышения квалификации. В частности, широко развиваются различные программы дистанционного обучения (ДО). Сейчас практически все российские вузы, так или иначе, вовлечены в этот процесс.

Дистанционное обучение — понятие довольно широкое. В общем случае под ним понимаются все формы образовательной активности, которые осуществляются без личного контакта учителя и ученика. Раньше было довольно популярно заочное обучение, когда задания из вуза присылались студенту по почте. Теперь, с развитием Интернета, «сохранять дистанцию» стало еще проще, и уже сегодня в глобальной сети представлены практически любые образовательные услуги, начиная от краткосрочных курсов повышения квалификации и заканчивая полноценными программами высшего образования [1].

В настоящее время созданы различные информационные технологии, обеспечивающие поддержку инновационных образовательных процессов. Одной из них является информационная система управления обучением MOODLE, которая позволяет сделать эффективным и комфортным процесс самостоятельной работы студентов. Имея удобный интерфейс, система позволяет студенту оперативно получить всю необходимую информацию об изучаемых курсах как программы, информационные ресурсы, методические материалы, тесты для самопроверки, так и вопросы для подготовки к экзамену. Работая с системой самостоятельно в вузе и дома, студент имеет возможность в любой момент получить все необходимые материалы для самоподготовки, углубления понимания полученного в ходе лекций материала, самостоятельного решения заданий, получения консультаций.

Общение с преподавателями в системе MOODLE осуществляется посредством форумов, чатов, личных сообщений. Таким образом, преподаватель и студент могут быть, практически, в постоянном контакте в ходе обучения. Активный интерес у студентов при пользовании системой вызывают тесты, интерактивные задания, позволяющие направить преподавателю несколько файлов ответов и оперативно получить оценку или комментарии [2].

Однако методически эффективная адаптация к возможностям информационной обучающей системы весьма затруднительна. С другой стороны, неудачное представление существенно осложняет самостоятельное восприятие студентами материала многих курсов. В частности, возникают определенные сложности при изучении математических дисциплин. Математический текст, в котором обильно используются формулы, символы и другие особенности, очень сложен для восприятия неподготовленной аудиторией. Даже подробно изложив методику решения типовой задачи, невозможно предусмотреть и описать все возможные частные случаи, вырожденные или не существующие решения. В связи с этим возникает необходимость создания новых форм обучения студентов.

В качестве одной из таких форм предлагается использовать тренинг-модули. Поясним содержание и технологию их применения на примере курса «Экономико-математические методы и модели».

Тренинг-модуль представляет собой программный продукт, реализованный с помощью HTML технологий. Тренинг-модуль имеет существенные отличия от общепринятых и распространенных тестов. Задания тренинг-модуля структурированы специальным образом, согласно схеме, приведенной на рисунке 1. На первом этапе работы с тренинг-модулем на экране монитора отображается условие задачи и несколько вариантов продолжения её решения. Студент должен проанализировать условия задачи и выбрать один из предложенных вариантов. Если студент выбрал правильный вариант, происходит переход на следующий этап продолжения решения. На рисунке 1 этот переход показан сплошной стрелкой, однако на экране монитора этот переход, естественно, не показывается. На следующем, правильном этапе продолжения решения также предлагается несколько вариантов следующего шага решения задачи.

Если же студент выбрал неверный вариант продолжения решения, то по гиперссылке (на рис. 1 — пунктирные стрелки) происходит переход на страницу с сообщением «ОШИБКА». На этой странице приводятся разъяснения о возможных причинах неверного ответа и теоретические сведения необходимые для выбора верного варианта продолжения решения на соответствующем этапе.

Внешний вид интерфейса тренинг-модуля приведен на нижеследующих рисунках, иллюстрирующих процесс работы с заданиями. На каждом рисунке приводится условие одной из типовых задач, задание в форме вопроса и три варианта ответа на него. Выбор варианта определяет, как описано выше, дальнейший ход процесса тренинга. Стрелками показаны верные ответы на каждом шаге и соответствующие переходы. При этом по мере продвижения по правильным вариантам шагов на экране компьютера выстраивается «траектория решения задачи» так, как если бы задача решалась «вручную» на доске или в тетради.

Основная цель тренинг-модуля — это помощь студенту в выработке навыков решения типовых задач курса. Студент может работать с тренинг-модулем как в онлайн-режиме, так и автономно, скачав себе необходимый пакет файлов. В каждом тренинг-модуле содержится порядка десяти различных задач, посвященных основным разделам курса «Экономико-математические методы и модели». При многократном повторении решений таких задач у студента вырабатывается навык их решения, развивается способность быстро делать выводы, замечать особенности, влияющие на изменение хода решения задачи. Применение компьютерных технологий позволяет в течение одного занятия изучить в интерактивном режиме процесс решения значительно большего числа (от 10 до 15) задач, чем при обычном занятии у доски с маркером (от 3 до 5 задач).

В целом систематическое применение тренинг модулей обеспечивает глубокое понимание студентами материала дисциплины, усвоение ими основных теоретических положений и методов решения наиболее часто встречающихся на практике экономических задач. Кроме того, достигается значительное повышение активности студентов, вовлеченности их в учебный процесс и формирование у них устойчивой мотивации к самостоятельному углубленному изучению приемов владения компьютерными технологиями, умению вести электронный диалог.

Литература

  1. URL: http://www.elitarium.ru.
  2. URL: http://www.icomtec.ru.
  3. Маринова И. В., Лященко Т. В. Особенности преподавания математики в гуманитарном вузе. Труды IX н.п.к. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2008.
  4. Плаксиенко Е. А., Клименко А. Б. Разработка автоматизированной системы для экспресс-опросов с использованием Web технологий и архитектуры «Клиент-Сервер». Труды VI н.п.к. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005.