Рейтинг@Mail.ru

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Иванова Нина Ивановна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 5» (МБОУ «Гимназия № 5»), г.Норильск

задать вопрос автору

Информационные центры связывают людей из разных угольков земного шара. Эти технологии уже пришли в классы и делают доступной для учащихся и учителей глобальную информацию, поэтому задача развития у учащихся умений и навыков, позволяющих ориентироваться и взаимодействовать с огромными информационными массивами становится сегодня актуальной. Практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию.

Мы стоим на пороге технологического взрыва, который внёс значительные изменения в общение людей и, соответственно, повлиял в целом на образ жизни многих народов. Информационные центры связывают людей из разных уголков земного шара. Эти технологии уже пришли в классы и делают доступной для учащихся и учителей глобальную информацию, поэтому задача развития у учащихся умений и навыков, позволяющих ориентироваться и взаимодействовать с огромными информационными массивами становится сегодня актуальной.

Высокий уровень технологий требует и высокого профессионального уровня людей, которые вовлечены в технологический процесс, их высокого интеллектуального развития, критического, аналитического мышления, умения принятия верных решений. Мы оказались в чрезвычайно интегрированном мире. Недостаточно иметь внимательного и послушного ученика, добросовестно усваивающего лекцию или параграф. Современный учащийся должен сам уметь поставить проблему, найти и отобрать необходимый материал, логически его организовать и самостоятельно сделать вывод. Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, профессионально-технических училищах, вузах. Он становится непрерывным. Система непрерывного образования — веление времени.

Кризис современного образования — это кризис качества. Одной из причин этого является стремительное усложнение всех аспектов общественной и профессиональной деятельности, заключающееся в том, что на освоение всех накопленных знаний не хватает отведённого школьной программой времени.

Мне кажется, что стремление втиснуть в школьную программу как можно больше произведений, тем, формул, теорем и т. п. происходит от нашей твердой уверенности, что после школы наш выпускник уже никогда ничего не прочитает и не изучит. Кроме того разумная минимизация обязательного содержания образования открыла бы ученикам и учителям возможность более широкого выбора и более глубокого продвижения в соответствии с выбором.

Не менее важной причиной на сегодняшний день является недостаточная производительность учебного труда, организуемого в традиционных формах обучения. Традиционная система организации учебной деятельности школьника, основанная на ежедневном контроле со стороны учителя и на пассивном выполнении учеником требований педагога рождает серьезную проблему при поступлении вчерашнего школьника в вуз. Это проблема психологической и организационной неготовности студентов первых курсов к самостоятельной образовательной деятельности. В основе её лежит внешняя мотивации учебной активности школьника. Учебный труд для учителя и родителей далеко не всегда трансформируется в самостоятельное получение собственного образования. Поэтому привычка к школьной опеке заметно мешает вчерашнему школьнику адаптироваться в ситуации вузовского образовательного самоопределения.

Из опыта преподавания последних лет в школе, я сделала интересное наблюдение. Главным при обучении становится процесс набора стандартных решений под типовые ситуации. Призывы к осмыслению принципов, на которых получено то или иное решение, пониманию важности развития решения задачи до обобщенного подхода, встречают все большее не то, что нежелание, а просто непонимание со стороны учеников. Мышление, настроенное на накопление суммы решений, просто не в состоянии трезво и критично оценить то, что ему предлагается в качестве средства решения встающих перед ним задач.

Можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать. Желание учиться это, прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучия от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Поэтому практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.

Цель уроков информатики — преодоление общей моторной скованности, заторможенности, пассивности мышления, тренировка памяти и внимания, развитие логического мышления. У школьников развиваются специальные качества и умения: пространственное воображение, глазомер, изобразительные навыки. Изучаемые понятия выстроены в определенной системе таким образом, чтобы каждое новое понятие было органически связано с рассмотренным ранее.

Чем хороша работа на компьютере?

  1. Ученик работает самостоятельно в индивидуальном темпе. Благодаря этому учитель, при необходимости может уделить больше внимания отдельному ребёнку.
  2. Компьютер, как терпеливый преподаватель, вежливо попросит повторить упражнение, если были допущены ошибки, или отказаться от выполнения, если ребенок устал.
  3. На компьютере можно давать дифференцированные задания, более простые для отстающего ученика и более сложные, продвигая сильного.
  4. У школьников вырабатывается дисциплина и внимание, они учатся работать по алгоритму. Если ученики вдумчиво выслушали объяснение учители, поняли задание, то они смогут поработать с интересной программой.
  5. Дети работают в одном компьютерном классе, они могут посмотреть лучшие работы, отсюда повышается желание хорошо выполнить задание, сопоставляя себя с другими.

С интересом не рождаются — его приобретают. Интерес к предмету подкрепляется таким учебным материалом, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Потребность заниматься познавательной деятельностью формируется через самостоятельную работу учащихся (метода решения, сообщения, доклада), организованную в соответствии с особенностью интереса. По мере развития культуры учебного труда, навыков самостоятельной и исследовательской деятельности учащихся значительное уделяется проблемному обучению, которое заставляет искать истину и всем коллективом находить её. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся к выявлению необходимых фактов, явлений, процессов, концепций, которые позволят им глубже осознать тему и использовать этот материал при написании работы, разработке плана или при работе над проектом. Подобное руководство может предусматривать возможность выбора проекта, предложений по поиску литературных источников, телекоммуникационной активности или по организации эксперимента. Учащиеся входят в проект с разными знаниями, умениями, навыками, находят им применение и заканчивают проект на новом уровне знаний, но каждый ученик приобретает вновь свой багаж, отличный от другого. Самостоятельная активность учащихся и их ответственность за выполнение задания стимулирует их на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя. В комплексе педагогических условий и средств, для активизации познавательной активности учащихся определяющим является содержание изучаемого материала. Именно содержание предмета является одним из ведущих мотивов развития у школьников познавательного интереса. Отбор содержания учебного материала должен производиться с учетом интересов учащихся. При отборе содержания материала необходимо учитывать его перспективность, практическую и личностную значимость для учащихся, актуальность.

Подчеркивая достоинства предложенных условий активизации познавательной активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Успех в решении задачи активизации и развития познавательной активности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

Литература

  1. Кларин М. В. Технология полного усвоения.// Современная дидактика: теория - прак-тике./ Под ред. И. Я. Лернера и И. К. Журавлева. — М.: Изд. ИТП и МИО РАО, 1993. — 288 с.
  2. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М. 1994.