Рейтинг@Mail.ru

ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Алмаева Вера Владимировна

Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники

задать вопрос автору

Существенные изменения в социально-экономических процессах нашей страны, внедрение высоких технологий, формирование  глобального информационного пространства не могли не коснуться сферы образования. Обозначившийся процесс слома традиционных социальных механизмов с одной стороны, и принципиально новый уровень развития культуры и цивилизации с другой обозначили комплекс проблем, связанных с адаптацией подростков к быстро меняющимся условиям жизни.

Время, в которое мы живём, наполнено динамикой социальных явлений, открытиями и созданием новых информационных пространств. Современные старшеклассники уже относятся к поколению, в чьём сознании закладывается необходимость применения глобальной информационной сети — Интернет во всех сферах человеческой жизни (в образовании, науке, культуре, общении со сверстниками, отдыхе и т. д.). Таким образом, идёт формирование качественно нового этапа развития нашей цивилизации, которая будет представлена интеллектуально развитыми индивидами, объединенными друг с другом различными информационными связями.

В системе работы по подготовке интеллектуальной и культурной элиты очень важным является школьный этап. Подростковый возраст — это время интенсивного нравственного становления личности, овладения морально-этическими нормами поведения, формирования мировоззрения. Яркое проявление стремления к общению, стремление к жизни в группе, коллективе сверстников также характерно для этого возраста.

Именно от правильности решения данного вопроса зависит формирование направленности личности. Индикаторами социализации выступают как степень электронной грамотности и информационной культуры, так и мировоззренческие установки, нравственный и ценностный уровни.

Самое существенное пространство, в котором может разворачиваться работа по выбору и обоснованию правильного пути к информационному обществу, — это построение пространства развивающих форм обучения с использованием информационных средств.

Процесс информатизации и компьютеризации общества способствует формированию специфического информационного образовательного пространства. Важно правильно определить основные направления и формы работы. Формирование социально-психологических структур самосознания, развитие потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (нравственные установки, ценности, перспективы) происходит только в условиях организации работы с учётом возрастных психологических особенностей личности, условий её социального бытия, уже имеющегося социально-психологического опыта. Обязательны связи с различными социальными институтами, структурами, обеспечивающими безболезненный переход в новые формы социальных отношений.

Данное направление предусматривает организацию работы с максимальным использованием информационных технологий: виртуальные интерактивы, виртуальные образовательные программы и курсы, виртуальные клубы, мастер-классы, семинары, творческие мероприятия, самые разнообразные формы коммуникаций, к числу которых сегодня смело можно отнести социальные сети, Интернет-сообщества.

Сообщество — это не только множество людей, общающихся между собой, это объединения на основе общих интересов, ценностей. Интернет-сообщество — это множество людей, общающихся между собой при помощи сети Интернет.

Величайшим феноменом всемирной паутины является образование сетевых сообществ и социальных сетей. Термин «Virtual Community» (виртуальное, или сетевое сообщество) придумал Г.Рейнгольд и дал ему следующее определение: «Виртуальные сообщества являются социальными объединениями, которые вырастают из Сети, когда группа людей поддерживает отрытое обсуждение достаточно долго и человечно, для того чтобы сформировать сеть личных отношений в киберпространстве».

Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломонофф (Ray Solomonoff) и Анатолий Рапопорт (Anatol Rapoport). В 1959–1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос (Paul Erdos) и Альфред Реньи (Alfred Renyi) написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей.

Социальные сети потенциально могут стать инструментом преобразования общества, распространения знания, формирования коллективов и общественных движений. А если социальную сеть рассматривать как образовательную среду, то это уникальное условие продуктивного синтеза виртуальных возможностей и реальных результатов, где параллельно с освоением учебных дисциплин можно решать и образовательные задачи.

Сам термин социальные сети был введён в 1954 году социологом из «Манчестерской школы» Джеймсом Барнсом в работе «Классы и собрания в норвежском островном приходе», вошедшей в сборник «Человеческие отношения». До того многие мыслители об обществе выражали мнение о важности рассмотрения общества как сложного переплетения взаимоотношений.

Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русским аналогом), сегодня это более 40 млн. одноклассников, однокурсников и сослуживцев, жителей Америки и Канады. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.

Сегодня сетевые сообщества — вполне обычные объединения людей, а их изучение выделяется в отдельную область знания. Число пользователей некоторых наиболее популярных социальных сетей (имеются в виду виртуальные сети рунета: «Вконтакте», «Одноклассники», «Facebook» — лидеры российского сегмента) измеряется десятками миллионов (по данным на лето 2009 года — более 30 млн. участников, то есть — 3/4 обладателей выхода в Интернет).

С развитием технологий Web 2.0 социальные сети обрели осязаемую основу в виде порталов и веб-сервисов, которые представляют следующие типы ресурсов в формате Web 2.0:

Основные понятия Интернет-технологий, такие как гипертекст, доменное имя, портал, сайт, электронная почта, поисковая система, блог, вошли в обиход, изучаются в школе и уже не требуют толкований и объяснений.

Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в он-лайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Например, некоторые образовательные порталы и сайты предоставляют сервисы, с помощью которых параллельно с освоением учебных ИТ-дисциплин решаются общепедагогические задачи, важными среди которых являются задачи, направленные на формирование раннего социального опыта — профессионального, коммуникационного, мировоззренческого. Это позволяет не только моделировать процессы различных профессиональных деятельностей, процессы общения, взаимодействия, личностного роста, процессы формирования нравственности и ценностных ориентиров, но и конструктивно реализовывать их на практике.

Наиболее важная составляющая развития телекоммуникационных сетей — это возможность непосредственного общения людей. Можно выделить разные ресурсы и форматы веб-технологий, представляющих методологические и организационные основы функционирования социальных сетей.

Электронная почта возникла самой первой. Эта форма обмена сообщениями продемонстрировала саму возможность общения посредством вычислительных сетей. Архитектурно предназначенная для обмена сообщениями между двумя абонентами, при небольшой модификации она позволила обмениваться информацией группам людей.

Телеконференции или группы новостей. Телеконференции стали следующим этапом развития систем общения. Их особенностями стали, во-первых, хранение сообщений и предоставление заинтересованным лицам доступа ко всей истории обмена, а во-вторых, различные способы группировки сообщений.

Интерактивные беседы. С развитием телекоммуникаций все большее количество пользователей начинают работать в Интернете в режиме постоянного присутствия, и как логичное развитие этой ситуации, появляется сервис общения в режиме реального времени, когда абонент получает сообщение в течение незначительного промежутка времени в пределах нескольких секунд после отправки его собеседником. Специализированный сервис такого рода получил название Internet Relation Chat (IRC).

Изначально свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это, с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования, общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества — группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен был более активным и протяженным во времени, чем вне них.

Как правило, пользователя в таком сообществе идентифицирует формальное имя, зачастую сокращенное (ник, от англ. nickname — уменьшительное имя, прозвище, кличка).

Основным способом коммуникации был и остается обмен текстовыми сообщениями. Поскольку эмоции обычным текстом передать сложно и не всегда такой текст воспринимается одинаково, то со временем появились знаки, обозначающие эмоциональную окраску текста, — смайлы (от англ. smile — улыбка).

Характерная особенность часто общающейся группы людей — накопление активно использующейся социальной истории отношений (шуток, общих ситуаций, способов разрешения конфликтов и пр.). В сетевых сообществах одной из форм проявления такой истории стало формирование своеобразного стиля общения, диалоговых сокращений, часто — жаргона.

К наиболее распространенным формам организации общения с помощью веб-технологий относятся:

Гостевые книги — первая и самая простая форма организации общения в виде web-приложений. Простейшая гостевая книга представляет собой список сообщений, показанных от последних к первым. Каждый посетитель может оставить свое сообщение.

Форумы. Эта форма общения является развитием идеи телеконференций. Количество участников форумов очень велико. Сообщения пользователей в форумах группируются по темам, которые задаются, как правило, первым сообщением. Все посетители могут увидеть тему и разместить свое сообщение в ответ на уже написанные. Темы группируются в тематические форумы. Обсуждаемые темы самые разнообразные. Участники высказываются по общим проблемам, предлагают свои конкретные темы, советуются, спорят, планируют дальнейшее взаимодействие, назначают встречи и встречаются. Это позволяет широко обсуждать достаточно серьезные темы, создавать проблемные ситуации, конструировать варианты выходов из них. Наиболее развитые форумы начинают обладать первыми признаками социальных сетей — между участниками могут быть установлены социальные связи.

Блоги (от англ. web log — web-журнал, web-протокол). Современные тенденции в виртуальном мире, которые связывают с понятием «веб 2.0.», прежде всего блогосфера, википедия, различные социальные сети, уже сейчас направлены на реализацию творческой и социальной мотивации. В этих сервисах каждый участник ведет собственный журнал — т. е. оставляет записи в хронологическом порядке. Темы записей могут быть любыми; самый распространенный подход — это ведение блога как собственного дневника. Другие посетители могут оставлять комментарии на эти записи. В этом случае пользователь помимо возможности вести свой журнал получает возможность организовывать ленту просмотра — список записей из журналов «друзей» (friends), регулировать доступ к записям, искать себе собеседников по интересам, обсуждать волнующие темы. Ведя блоги, создавая статьи в википедии, общаясь с партнерами по сети, люди не просто удовлетворяют потребность в коммуникациях, но и получают творческое удовлетворение, устанавливают социальные связи, занимаются полезной для карьеры самопрезентацией. Иногда результаты социальной реализации через новые возможности Интернета поразительны. Участники сетей делают популярными через них свои тексты, песни, фотографии и т. д.

На базе таких систем так же создаются сообщества.

Онлайновые социальные сети сегодня объединяют людей, прежде всего по интересам, хобби, предлагая увлекательные средства проведения досуга и траты свободного времени. Однако, не стоит умалять роль социальных сетей и в образовательных целях. Компьютер был создан, чтобы помочь человеку в выполнении сложной однообразной работы, автоматизировать и облегчить деятельность человека. С расширением своих функциональных возможностей компьютерные технологии внедрились во все сферы жизнедеятельности человека. Но если взрослые люди видят в компьютере своего помощника, воспринимают его как средство производства, то дети видят в компьютере чаще всего источник развлечения. Причём, достижения современных технологий позволяют сделать эти развлекательные услуги достаточно привлекательными. В то же время использование информационных технологий с целью обучения и развития может быть не менее, а может даже и более привлекательным, чем компьютерные игры или компьютерные развлечения. И очень важно, что эта деятельность может быть достаточно созидательной. Решением проблемы должна стать популяризация созидательного творчества в области все тех же информационных технологий.

Важнейшим средством новой системы образования становится повышение степени стимулирующего самоутверждения личности. Такое самоутверждение острее и доступней большинству, чем самоутверждение от усвоенных знаний и обретенного понимания.

Теоретическая модель социальной структуры виртуальных сетевых сообществ включает: пользователей, паттерны коммуникативных взаимодействий, средства социальной регуляции (социальные нормы и правила), социальные ресурсы (доверие, социальную навигацию, контент, социальное время и др.). Необходимые для участия в функционировании социальной структуры навыки и знания пользователь получает в процессе социализации.

Применение компьютерных сетей ведёт к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. Эти изменения затрагивают познавательную, коммуникативную и личностную сферы, трансформируют операциональное (исполнительское) звено деятельности, процессы целеполагания, потребностно-мотивационную регуляцию деятельности, что и является одним из условий успешной социализации.

Правильно организованная и структурированная социальная сеть имеет перспективы трансформирования в международное ИТ-сообщество, что позволит отработать механизмы укрепления взаимопонимания и толерантных отношений между культурами разных стран, развития культурных связей и общения, сотрудничества.

Процесс вхождения индивида в социокультурную среду через освоение технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований вполне возможен посредством ИТ.

Все направления образовательной деятельности должны способствовать решению, как минимальных сиюминутных задач, так и формированию целостной мировоззренческой системы, позволяющей участникам образовательного процесса мобильно ориентироваться в современном социальном пространстве, а учащимся не только полезно проводить свободное время, но и быстро усваивать нормы взрослого общества и определять личный вектор социальной интеграции.

Литература

  1. Винер Н. Н. Кибернетика. Или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Сов.радио. 1968. — 326 с.
  2. Давыденко В. А., Ромашкина Г. Ф., Чуканов С. Н. Моделирование социальных сетей.  Отчет по гранту «Социолого-математическое моделирование социальных сетей» — Вестник Томского госуниверсита. URL: http://www.tmnlib.ru/resources/books/pdf/Romashkina_3.pdf
  3. Кузин Л. Т. Основы кибернетики. Учеб. Пособие для втузов. — М.: Энергия, 1973. — 504 с.
  4. Поспелов Д. А. Логико-лингвистические модели в системах управления. — М.: Энергоиздат, 1981. — 232 с.
  5. Румизен М., Управление знаниями. М. 2004. — С. 318.
  6. Сазанов В. М. Анализ сочетания классического и дистанционного обучения. — М.: Лаборатороя СВМ — 2005.
  7. Социальные сети и формирование групп  Сообщества.РУ. URL: http://www.soobshestva.ru/news/?p=243 
  8. Турчин В. Ф. Феномен науки. URL: http://pespmc1.vub.ac.be/POSBOOK.html.